То ли эвакуируют, то ли нет: что происходит в селе Нёнокса?

Жителей села в Архангельской области должны были эвакуировать на краткое время, но потом власти сообщили, что нужды в отъезде нет. Может ли это быть связано с ракетой «Буревестник» и встревожено ли население?

Село Ненокса. Фото: Igor Fedenko

Жителям села в Архангельской области, рядом с которым 8 августа взорвалась ракета, предложили 13 августа утром ненадолго покинуть дома. Впрочем, потом власти сообщили, что испытания отменили и уезжать не надо.

Одна из основных версий, обсуждаемых в СМИ, которую высказал в том числе Дональд Трамп, — взрыв произошел во время испытания крылатой ракеты с ядерным двигателем «Буревестник» (она же Skyfall по классификации НАТО).

В 2018 году эту ракету Владимир Путин представил при оглашении послания Федеральному собранию. По данным газеты «Коммерсантъ», в разработке «Буревестника» участвовал НИИ экспериментальной физики в Сарове, пятеро сотрудников которого погибли в результате аварии 8 августа.

Что происходит в селе Нёнокса, рядом с которым расположен морской полигон, где произошло ЧП? Рано утром нужно сесть на спецпоезд и уехать из села на два часа, а потом вернуться домой. Информацию о такой кратковременной эвакуации изначально получили жители Нёноксы. Ольга рассказывает, что ее мама уже уехала из села из-за этой эвакуации, а о причинах жителям ничего не говорили.

— У нас мама уже уехала оттуда вечерним поездом. В связи с чем, я не знаю на данный момент. С пяти до семи эвакуироваться должны все. Как, куда? Пока не известно. Их должны довезти до Северодвинска, я так поняла, а потом обратно доставить.

— А как предупреждают об эвакуации?

— Один другому сказал, и уже вся деревня знает.

— Эвакуация носит обязательный характер?

— Насколько я поняла, да. Им тоже ничего не объясняют. Что-то скрывают, наверное.

Сами власти неоднозначно высказывались о происходящем. Вначале архангельский губернатор Игорь Орлов назвал сообщения об эвакуации «полной чушью», отметив, что после инцидента проводятся «плановые мероприятия».

Под вечер 12 августа местная администрация сообщила, что военные отменили мероприятия и эвакуироваться не нужно. С другой стороны, как рассказал Business FM на условиях анонимности один из жителей Нёноксы, паники и не было: в селе привыкли к эвакуациям из-за испытаний.

«Эвакуация — это самое обычное дело. Всегда, это годами происходит. Каждый раз, когда испытание проводят какое-то, людей перевозят на безопасное расстояние. Все организовано, специальный поезд приходит. Новость эту дали так, будто это экстренная эвакуация какая-то. Нет, люди знают, придут, ночью сядут, уедут, и все. Потому что так надо. Это же полигон, а не дом культуры, испытательный полигон. Если проводятся пуски испытательные, надо людей увозить. Это не связано с тем, что произошло 8-го числа, это плановое мероприятие. Сам я в день ЧП проезжал в трех километрах от того места. Почитал новости, подумал, что надо провериться: если уж до города, как говорили, якобы радиационный фон дошел, то я должен был бы светиться, если так оно на самом деле. Заказал экспертизу всех вещей, которые у меня были. Никакого превышения нет, я очень рад».

Власти утверждают, что радиационный фон полностью нормализовался через несколько часов, скачок радиации был кратковременным. Это подтверждают и сообщения жителей города, которые измеряют фон с помощью бытовых дозиметров.

В Росгидромете сообщили, что после взрыва в Северодвинске мощность дозы гамма-излучения была превышена в 4-16 раз. Но этих данных мало, чтобы понять реальную картину, говорит инженер-физик, эксперт программы безопасности радиоактивных отходов Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский.

Андрей Ожаровский инженер-физик, эксперт программы безопасности радиоактивных отходов Российского социально-экологического союза «Повышение мощности дозы гамма-излучения означает присутствие в атмосфере радионуклидов. Гамма-излучение измеряется просто потому, что его проще измерить. Мы ничего не знаем о том, каков был изотопный состав выброса, а там могли быть альфа-активные радионуклиды, бета-активные радионуклиды. От изотопного состава как раз и зависит тяжесть воздействия на окружающую среду, здоровье людей, зависят возможные меры по защите населения. Мы до сих пор гадаем, сколько радиоактивного вещества попало в окружающую среду, хотя военные и «Росатом» прекрасно знают, какое именно устройство было на взорвавшейся ракете и сколько там было беккерелей того или иного активного вещества».

МЧС заявляет, что результаты исследований проб грунта и воды, взятых в Архангельской области после ЧП, соответствуют естественным показателям радиационного фона. Но, даже почитав местные сообщества «ВКонтакте», можно понять: тревога пока не спадает. Пользователи обсуждают, что якобы медики, оказывавшие первую помощь пострадавшим, сами поехали в Москву на обследование, и беспокоятся по поводу того, не скрывают ли от них реальное положение дел.

Источник: bfm.ru

Todoist