Возможно, Киев решился на обострение в Азовском море на фоне предстоящих весной президентских выборов с расчетом на поддержку Запада. К чему это может привести?
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
Как сообщило пограничное управление ФСБ по Республике Крым, корабли Военно-морских сил Украины 25 ноября в нарушение Конвенции ООН по морскому праву пересекли государственную границу и зашли во временно закрытую акваторию России. Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря, был в результате закрыт для прохода гражданских судов из-за кораблей ВМС Украины. Как далеко может зайти этот конфликт?
Конфронтация в Азовском море стала нарастать весной текущего года, когда Украина арестовала судно «Норд», а затем и другие российские суда за то, что те совершали якобы незаконный заход в крымские порты. Уже задержано 15 судов, из них часть арестована, включая некоторых членов экипажа, по другим идут судебные процессы.
По уверению властей Украины, в их поле зрения находится 940 судов, большая часть из которых обслуживает порты в Крыму. Теоретически все они могут быть арестованы.
До недавнего времени Москва проявляла относительную сдержанность в плане ответных мер.
Однако 16 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предупредил в ответ на очередной арест российского судна, что могут последовать более решительные действия. При этом он добавил, что российские пограничники проводят проверки украинских судов в строгом соответствии с законом.
С апреля текущего года погранслужба ФСБ задерживала для досмотра в Азовском море 481 корабль, а в Черном море — 202 судна, которые курсировали в порты Украины и обратно. Однако ни одно из судов не было арестовано и тем более конфисковано.
Дело осложняется неурегулированным статусом Азовского моря. Согласованной границы по его акватории не существует, а международное морское право в отношении судоходства по нему не вполне применимо.
Поэтому, кстати, предпринятая Киевом в 2016 году попытка подать на Москву в Международный трибунал в Гааге, апеллируя к Конвенции ООН по морскому праву, оказалась неуспешной. Судоходство по Азову регулируется на основе российско-украинского договора 2003 года, по которому море признано внутренним морем двух стран.
Было также зафиксировано намерение делимитировать госграницу там, но оно не было реализовано. Каждая из двух стран в регулировании судоходства руководствуется своими внутренними законами, имея в том числе право временно закрывать отдельные районы для судоходства. Спорные случаи должны решаться путем двусторонних переговоров, которые в нынешней ситуации, разумеется, невозможны.
Что касается Керченского пролива, то после присоединения Крыма Москва считает его находящимся в российской юрисдикции, чего Украина не признает. И в данном случае украинские военные катера явно пошли на провокацию. Ранее Киев оценил свой ущерб от периодического закрытия Керченского пролива и, соответственно, блокирования портов Бердянск и Мариуполь в 40 млн долларов.
Недавно Верховная рада Украины начала подкоп под договор 2003 года, приняв в первом чтении законопроект, позволяющий расширить контролируемую Киевом территорию на море на 12 морских миль. А Порошенко фактически дал указание в одностороннем порядке провести морскую границу с Россией. Такая решимость, впрочем, не подтверждена военной силой, а демонстрируется с оглядкой на Запад.
Весь боевой состав ВМС Украины на сегодня представлен одним боевым кораблем и 15 катерами. Несколько таких бронекатеров было переброшено в азовский порт Бердянска, два из них было приобретено у США. До конца года там планируется создать полноценную базу ВМС, развернув позже катерный дивизион. 12 октября Порошенко также ввел в действие секретный указ о развертывании военных сил в Азовском и Черном морях.
По данным иностранных источников, Россия располагает на Азовском море десятью боевыми кораблями и 40 патрульными катерами. Командующий ВМС Украины адмирал Игорь Воронченко оценивал соотношение сил Украины и России в Азовском море как «один к двадцати», отметив, что российские корабли намного лучше оснащены, в частности специальным вооружением для противодействия кораблям противника.
Возможно, Киев решил пойти на обострение в Азовском море на фоне предстоящих весной президентских выборов. Ну и с расчетом на поддержку Запада. 25 октября Европарламент принял специальную резолюцию, осудив действия России в Азовском море, милитаризацию Крыма и блокаду украинских портов. В Киеве теперь рассчитывают, что, вне зависимости от его действий, вся ответственность за происходящее все равно будет возложена Западом на Москву, вылившись в очередные санкции. Впрочем, воевать в Азовском море за интересы Украины НАТО все равно не станет.
Источник: