Договор по Brexit заключен. Можно ли ставить точку?

Главы европейских государств в Брюсселе приняли документ, который позволит Великобритании выйти из ЕС. Однако для «цивилизованного развода» еще необходимо утверждение в Европарламенте и одобрение британского парламента — а вот тут могут быть сюрпризы

Экстренный саммит лидеров стран ЕС по Brexit в Брюсселе. Фото: Olivier Hoslet/Reuters

Договор по Brexit заключен. Главы европейских государств, собравшиеся в Брюсселе, обсуждали его недолго. Очевидно, что принципиальные решения были приняты до этого, что неудивительно.

В документе 565 страниц, 185 статей и три специальных протокола относительно пограничного режима с Северной Ирландией, статуса Гибралтара и британских военных баз на Кипре.
Однако говорить о том, что «цивилизованный развод» Евросоюза и Великобритании состоялся, еще рано.

Подписание договора еще не означает его принятия. Если с его утверждением в Европарламенте трудностей не предвидится, рассмотрение в парламенте британском может завершиться неприятным сюрпризом. Оппозиционные партии уже заявили, что не поддержат документ. Разногласия по его тексту есть и внутри правящей Консервативной партии.

Людмила Бабынина руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН «Очень сложно сказать, какое решение примет парламент. Оппозиционная партия, конечно, будет голосовать против. В рядах консерваторов явно есть те, кто не поддержит решение правительства, и тут вопрос в том, сколько будет перебежчиков с каждой из сторон. Существует партийная дисциплина. Но на практике всегда есть кто-то, кто голосует против решения партии. Такие есть и у лейбористов, и раньше этим грешил сам [Джереми] Корбин очень много раз, и у консерваторов. В результате подсчет будет прямо вот на каждый голос. Ситуация очень непонятная».

Приехав на саммит по Brexit в Брюссель, президент Франции Эммануэль Макрон призвал к «переоснованию» ЕС, так как произошедшее, по его мнению, доказало, насколько союз хрупок, а также то, что его «можно усовершенствовать». Ранее он призывал к созданию европейской армии и европейского бюджета.

Это полностью вписывается в идеологию, сторонником которой он является — что долю национальной независимости в ЕС надо снижать в пользу супранациональных органов управления и планирования. В этой позиции Макрона по поводу будущего ЕС нет ничего нового, говорит доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:

Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Понятно, что сейчас это можно расценивать исключительно как очередное символическое заявление, не более того. Оно не ускорит процесс. Надо понимать, что уже в этом направлении Европейский союз движется некоторое время. Уже несколько лет идет процесс консолидации экономического и валютного союза ЕС; все больше полномочий в этой сфере уходит от национальных государств в Брюссель. Достаточно вспомнить процедуру европейского семестра, в рамках которой проходят предварительный мониторинг в Брюсселе бюджеты всех государств-членов. Начинается процесс реформирования в сфере обороны, но это дело более длительное».

Договор, подписанный 25 ноября в Брюсселе, предусматривает, во-первых, переходный период до 31 декабря 2020 года. До этого момента ЕС будет продолжать относиться к Великобритании как к государству-члену. Причем при необходимости этот срок может быть продлен до конца 2022 года.

Во-вторых, особое регулирование при восстановлении контроля на границе между Северной Ирландией, входящей в Великобританию, и Республикой Ирландия, которая остается в ЕС. Около 30 тысяч человек живут в одной, а работают в другой стране и ежедневно пересекают границу. 57% североирландского экспорта идет в ЕС и 21% в Южную Ирландию.

Смена ряда норм, в частности ветеринарного и санитарного контроля, может оказаться губительной для этих регионов.
Предполагается сохранить для них «единую таможенную территорию» до того момента, когда будет найдено устраивающее всех решение.

В-третьих, охрану прав граждан ЕС, проживающих в Великобритании. Договор предполагает, что они должны сохранить все права, включая право на воссоединение семей. По истечении переходного периода надо будет проживать в Великобритании пять лет, чтобы получить постоянный вид на жительство.

В-четвертых, подведение финансовых итогов по совместным программам. Не только бюджетным, но и таким, как научные программы, программы студенческого обмена и прочие. Хотя конкретная сумма в документе не приводится, предполагается, чтобы обнулить совместные обязательства, заплатить придется Великобритании. По оценкам британского правительства, этот счет составит порядка 40 млрд евро.

В-пятых, сохранение на время переходного периода полномочий Европейского суда по вопросам торговых споров. В-шестых, усиленная кооперация по урегулированию проблем, связанных с Гибралтаром в вопросах, касающихся налогообложения, таможни, пограничного контроля и рыбной ловли.

Седьмой пункт — сохранение главенства европейского права для территории двух военных баз Великобритании на Кипре. Восьмой — вопросы сохранения и охраны зарегистрированных торговых марок и географических наименований, таких, например, как «пармская ветчина» или «шампанское».

Итоговые слушания по документу пройдут в декабре. «Я бы хотела, чтобы парламентарии с уважением отнеслись к результатам референдума», — заявила Тереза Мэй в воскресенье. Если британский парламент не утвердит договор, это будет означать, что 29 марта 2019 года в полночь по парижскому времени Великобритания резко, без всякого переходного периода прекратит быть членом Евросоюза. И настоящий хаос в очень многих вопросах.

Источник: bfm.ru

Todoist