Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие видимо-невидимо звучанию, и верно осознавать смысл произнесенного. Развитие фонематического слуха у деток — залог удачного обучения чтению и письму, что-что в предстоящем — и зарубежным языкам.
Если же у малыша плохо развит фонематический слух, он может путать близкие видимо-невидимо звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если же у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет принимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, что-что знание, что ему произнесли по сути. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Нехорошее развитие фонематического слуха может привести к многофункциональной дислалии — нарушенному произношению отдельных фонем либо групп фонем. Если же ребенок не имеет возможности различить похожие фонемы на слух, он не сумеет и верно их произнести. Если же впору не принять меры, то недостаток закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем труднее будет это поправить.
В этом случае, в своё время предки соображают, как принципиально для малыша развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с юношества, к 5 годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на данные звуки слова. Но на практике это не постоянно так. Достаточно нередко детки путают похожие звуки — твердые и мягенькие, глухие и гулкие, шипящие и свистящие (например, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» с помощью особых упражнений. Эти упражнения посодействуют детям распознавать данный звук в словах, определять пространство звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся только одной фонемой.
Развитие фонематического слуха: упражнения
Выясни звук
Это упражнение учит определять наличие либо отсутствие данного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку делать определенное действие (подымать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), в своё время он услышит слова с данным звуком. Если же у малыша есть препядствия с различением определенного звука — проводите упражнение на данный звук, если же заморочек нет — изберите более возможные «проблемные» звуки.
Что общего?
Произнесите три-четыре слова, в любом их которых есть определенный звук, и спросите у малыша, каковой звук общий для всех этих слов. Лучше, чтоб данный звук находился в словах на различных позициях — сначала, посреди и в самом конце. К примеру: цапля, нарцисс, молодец.
Раз, два, три — быстрей сообрази!
В этом упражнении ребенку необходимо придумать слово, которое будет отвечать определенным аспектам, к примеру:
- Назови слово, которое начинается с такого же звука, что и слово «шуба».
- Придумай слово, которое начинается с крайнего звука слова «арбуз».
- Вспомяни заглавие рыбы, в каком есть крайний звук слова «замок» (щука, карась, карп…).
- Подбери слово, в каком 1-ый звук — с, что-что крайний — к.
Можно попросить малыша избрать картину, на которой изображен предмет с данным звуком, либо обычный отыскать таковой предмет в комнате.
Кто-то что-то перепутал
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого необходимо зачитать ребенку детские стишки, заменив в слове одну буковку (либо убрав ее, либо добавив лишнюю). Ребенок должен отыскать в стихотворении ошибку и поправить ее. Стихи могут являться самыми различными, к примеру:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
Слышишь ли позже вернёмся к маме.
Зайка серенький посиживает
И ушами шевелит.
Зайке холодно посиживать,
Нужно лампочки погреть.