«Замерзающая» семья из Мархи, о которой писали СМИ, не нуждается в помощи

Это выяснилось в ходе выездной проверки уполномоченного по правам человека в Якутии Сарданы Гурьевой, в которой приняли участие журналисты News.Ykt.Ru.

9 января в СМИ был опубликован материал, в котором говорилось о том, что 69-летний инвалид Михаил, проживающий вместе с 85-летней мамой в микрорайоне Марха, нуждается в срочной помощи в виде дров.

Сообщалось о том, что «у инвалидов осталось только три полена для растопки, затем они просто замерзнут». Об этом журналистам рассказала их родственница. «У них нет денег на дрова, все уходит на лекарства, памперсы и прочие необходимые вещи», — сообщила Инна, обратившаяся за помощью. «Сама она забрать своих родственников к себе в комнатку не может», — сообщалось в сетевом СМИ. В публикации был приведен телефонный номер Инны, а также сказано, что у людей отсутствуют банковские карты и им необходимы дрова.

Журналисты сообщали о том, что звонили в администрацию микрорайона Марха, «где пообещали проконтролировать ситуацию, но когда — неизвестно. По последним данным, специалисты управы предложили написать заявление о материальной помощи. С дровами на 18.30 так никто и не помог». Новость стала активно обсуждаться в популярных пабликах Instagram.

Немного позже появилась еще одна публикация, в которой утверждалось, что «в управе Мархи срочную помощь с дровами организовать не смогли и ограничились консультацией», а также то, что «семье из Мархи помогли члены общественной организации „Үс түмсүү“», которые привезли немного дров и продуктов.

«Люди действительно живут в очень трудных условиях, в доме с печным отоплением. Они очень нуждаются в помощи. Мы были рады немного помочь. Дров привезли сколько смогли. Старенькая бабушка была очень благодарна, благословила нас», — сообщил СМИ представитель «Үс түмсүү» Спиридон. А журналисты снова написали о том, что дров семье хватит на один день и они все еще нуждаются в помощи.

10 января по факту данной публикации уполномоченный по правам человека в Якутии Сардана Гурьева организовала выездную проверку. Номер телефона Инны, указанный в публикации, был отключен, а по адресу их прописки оказался старый заброшенный дом, в котором семья давно не проживает.

Выяснилось, что семья проживает в доме, расположенном на переулке Охотников, где все же удалось застать 85-летнюю бабушку, правда за переездом.

«Все нормально. Мы с сыном к внучке переехали в двухэтажный дом, там тепло, все есть: ванна, туалет», — сказала бабушка Екатерина.

Журналисты с омбудсменом направились на названный Екатериной адрес и убедились в том, что семья действительно проживает по данному адресу в пригодных для жизни условиях.

По словам бабушки, ранее они в социальные службы за помощью не обращались.

«Всеми документами дядя занимался. Он сейчас в отъезде, приедет 17-го, — сказала дочь Михаила Виктория. — Опубликовала все старшая дочь папина от первого брака. Была нетрезвая, я думаю. Мы с ней в очень сложных отношениях. Зачем она все это сделала — непонятно. Я когда приехала к бабушке сегодня, она об этом даже не догадывалась, вообще ничего не знала. Я говорю: „Вот… по всему интернету… ты знаешь?“ Она: „Нет, а что такое?“ Я давай ей рассказывать, читать вслух. Бабушка была в шоке!»

«Всех на ноги поставила! Из Бурятии звонят, из Новосибирска звонят. Я вообще не знала — все втихушку она делала», — сетует Екатерина. На вопрос о том, в хороших ли она отношениях с внучкой Инной, она ответила: «Ну, внучка все же». 

«Если бы какая-то реальная угроза была, можно было просто мне позвонить. Я не раз предлагала помощь отцу и бабушке. Всегда говорила: „Буду только рада вас забрать“. Единственное, чего у нас нет, — специализированной кровати. Мне кажется, она нужна для больного», — отметила Виктория. 

А с управлением соцзащиты вы разговаривали по этому поводу?

— Они сказали уточнить насчет инвалидности, у дяди взять документы и перезвонить им. Мы недолго с ними говорили, потому что в это время к нам приехали люди, чтобы помочь папу перевезти.

Сколько людей предложили вам помощь?

— Исполняющий обязанности главы Мархи и еще кто-то.

Общественная организация действительно дрова привезла?

— Да, какая-то общественная организация привезла. Они говорят: «Выгрузим», а я им сказала, что приехала их забрать.

А вы сказали им о том, что дрова вам не нужны и что у вас все хорошо?

— Нет. Они сказали, что выгрузят дрова и позже к нам зайдут, а мы им сказали, что уезжаем. Они видимо не поняли.

«Кубометр дров еще был у нас. А они нам сказали, что нас совсем бросили», — добавила бабушка.

Разобравшись в данной ситуации и убедившись в том, что Михаил и Екатерина проживают в комфортных условиях и их жизни ничего не угрожает, уполномоченный по правам человека в Якутии направилась в администрацию микрорайона Марха.

«Вчера около 18 часов вечера увидел в соцсетях данное сообщение и сразу же выехал к ним на переулок Охотников. В доме находились Екатерина с Михаилом. А также дочь Михаила Инна с сожителем — в нетрезвом состоянии. Я увидел, что дров нет. Спросил, обращались ли они куда-либо за помощью. Инна сказала, что ни к кому не обращалась. Сказала, что обратилась к знакомой, а та — на сайт „Сахадэй“ и что через них по соцсетям пошел призыв о помощи с дровами», — сообщил исполняющий обязанности руководителя управления администрации микрорайона Марха Гавриил Третьяков. 

По его словам, администрация микрорайона держала ситуацию на контроле.

«Они сказали, что к ним уже направляются машины с дровами, поэтому, поговорив, попросил держать нас в курсе, оставил свой личный номер и уехал. Чтобы подстраховаться, мы с сотрудниками администрации в девятом часу вечера пошли и собственноручно напилили дрова. Как только закончили, узнали, что к ним приехала машина с дровами и продуктами, поэтому сейчас у нас эта машина дров в резерве находится на случай обращения», — объяснил Гавриил Третьяков.

Исполняющий обязанности главы Мархи рассказал о том, что утром снова навестил семью.

«Утром в 10 часов я их посетил. Там находилась внучка с водителем. Бабушка разъяснила, что переезжает к внучке в дом на улице Есенина. Позже мы снова съездили туда и убедились в том, что они действительно переехали, а дополнительные дрова привезли», — уточнил Третьяков.

Он добавил, что, по его мнению, дочь Михаила Инна не стала бы распространять такую информацию. «Она кому-то сказала о том, что дров нет, и данной ситуацией просто воспользовались. Информацию как угодно можно подать», — считает исполняющий обязанности главы Мархи.

Специалист по социальным вопросам администрации микрорайона Марха Татьяна Горохова рассказала, что за семьей ухаживает средний сын Екатерины.

— Он ранее договорился с кем-то о том, чтобы 8 числа им привезли дрова, но случился казус: то ли машина сломалась, то ли водитель не смог — и дрова не привезли.  

«Семья Инны ранее состояла на учете в ПДН. У нее двое детей, которые находятся в тубсанатории с декабря. Она не работает, и сожитель ее тоже. Как у „стариков“ пенсия приходит, она у них появляется», — рассказала Татьяна Горохова.  

Получить комментарий у самой Инны не удалось. Дверь дома, в котором она проживает, никто не открыл. По словам участкового уполномоченного по микрорайону Марха, Инну лишили родительских прав. Она ведет асоциальный образ жизни, а также является условно осужденной по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».

Сардана Гурьева попросила исполняющего обязанности главы Мархи проконтролировать, чтобы семье был оказан весь необходимый объем социальных услуг, в том числе чтобы при желании нуждающихся был прикреплен социальный работник. Ситуация находится на контроле у уполномоченного по правам человека в Якутии. 

Фото: Вадим Скрябин

Автор: Ника Гаврильева

Источник: news.ykt.ru

Todoist