Суд отклонил просьбу защиты о переводе четверых арестованных под домашний арест, а еще четверых — под подписку о невыезде
Один из фигурантов дела «Нового величия» Дмитрий Полетаев. Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Люблинский районный суд столицы 27 мая продлил до 17 ноября ранее избранные меры пресечения восьми фигурантам громкого уголовного дела «Нового величия», обвиняемым в создании и участии в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Ожидалось, что сегодня прокуратура огласит обвинительное заключение, а подсудимые выскажут отношение к нему. Однако до этого не дошло.
Слушание по резонансному делу собрало несколько десятков сочувствующих подсудимым. В итоге очередь на вход в суд растянулась на полтора десятка метров. Процесс стартовал с часовой задержкой.
При этом никто из журналистов в зал не попал: приоритет присутствовать внутри небольшого помещения был отдан подсудимым (четверо из них пребывают под домашним арестом, а потому находятся не в клетке, а рядом со своими защитниками) и их родным. Репортеров же отправили на трансляцию в соседний зал. Но и там все оказалось забито до отказа, а плохая видимость с камер существенно осложняла работу и попытки идентифицировать подсудимых.
Прокурор сразу же попросила оставить всем восьмерым подсудимым ранее избранную меру пресечения еще на полгода — на период судебного процесса. Она мотивировала свою просьбу тем, что основания, послужившие для избрания домашнего ареста и заключения под стражу, в настоящее время не изменились и не отпали.
Адвокаты и их подзащитные с этим доводом не согласились. Они указали, что расследование дела завершено и подсудимые ни на кого из свидетелей повлиять уже не смогут, тем более что это невозможно: все свидетели — это сотрудники правоохранительных органов.
Защитники четверых находящихся под домашним арестом фигурантов просили не продлять его, отпустив их подзащитных под подписку о невыезде. Защитники же четверых арестованных подсудимых просили перевести их под домашний арест или освободить под подписку. Их поддержали подсудимые.
Так, 18-летняя ныне Анна Павликова (на момент задержания ей было 17 лет) обратилась к суду с такими словами: «Я прошу не продлевать мне домашний арест. Я хожу учиться, у меня заканчивается срок сдачи ЕГЭ, я хотела бы учиться и нормально жить». Также она отметила, что под домашним арестом не может посещать врачей, так как «очень тяжело» получить на это разрешение у следователя.
Мария Дубовик, которая на момент задержания являлась студенткой второго курса ветеринарной академии имени Скрябина, сказала, что очень хотела бы продолжить обучаться дальше в вузе по программе третьего курса. «Мы лишены возможности сходить в магазин, в церковь. Может быть, для [следователей и прокуроров] это не важно, а для меня очень важно», — сказала подсудимая и попросила отпустить ее под подписку.
«Мой подзащитный за время ареста потерял отца. У него дед 1941 года рождения, он не может самостоятельно передвигаться», — сказал защитник Руслана Костыленкова, настаивая на освобождении своего подзащитного из СИЗО.
Защитник же Дмитрия Полетаева указал, что доставка из СИЗО, как известно, сопровождается сложностями и задержкой судебных процессов. «С ней мы будем зависеть от службы конвоя. Прошу рассмотреть вопрос об изменении меры пресечения на домашний арест, но я бы предпочел подписку о невыезде», — сказал он, добавив, что его подзащитный вместе с сестрой недавно получил квартиру в Люблине.
Чтобы принять решение, судья Александр Маслов (он известен тем, что в 2015 году отказал в продлении испытательного срока Алексею Навальному по делу «Ив Роше») взял тайм-аут на час.
В итоге он оставил под домашним арестом Максима Рощина, Сергея Гаврилова, Анну Павликову и Марию Дубовик, а подсудимых Петра Карамзина, Дмитрия Полетаева, Вячеслава Крюкова и Руслана Костыленкова — в СИЗО.
Рассмотрение дела по существу суд назначил на 4 июня. Известно, что все восемь подсудимых отрицают обвинение. Изначально фигурантов было десять, но двое из них предпочли признать вину.
Люблинский суд 6 марта приговорил фигуранта дела «Нового величия» Рустама Рустамова к полутора годам лишения свободы условно. Он признал вину в пособничестве участию в экстремистском сообществе и заключил сделку со следствием. Его дело было рассмотрено в особом порядке. Другой «досудебщик» Павел Ребровский 29 апреля получил 2,5 года заключения в колонии.
По версии следствия, в декабре 2017 года десять человек в возрасте от 17 до 32 лет создали экстремистскую организацию под названием «Новое величие». Они якобы планировали устроить государственный переворот и отменить конституцию. Как утверждает следствие, активисты участвовали в собраниях, вели агитацию в соцсети «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram, расклеивали листовки и подкидывали их в почтовые ящики, а также выезжали в Подмосковье, чтобы пострелять из ружей и потренироваться в изготовлении «коктейлей Молотова».
Всех их задержали 15 марта 2018 года, предъявив обвинение в создании и участии в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Павликова и Дубовик пробыли в СИЗО пять месяцев и были переведены под домашний арест в августе 2018 года после так называемого Марша матерей в их защиту, о котором стало известно в Кремле.
Большинство фигурантов вину отрицают, утверждая, что уголовное дело было инициировано информаторами ФСБ, которые фактически сами создали «Новое величие» и вовлекли их в его деятельность. Многие общественные деятели и правозащитники выступили в защиту обвиняемых.
Источник: