По словам политологов, это не революция, а смена кланов. К тому же эта африканская страна вынуждена ориентироваться на многих внешних игроков, не в последнюю очередь — на Китай
Фото: Stringer/Reuters
Глава разведывательной службы Судана Салах Абдулла Гош покинул свой пост. Буквально накануне The Financial Times как о факте писала, что он будет играть ведущую роль в новом суданском правительстве. Делать прогнозы по поводу Судана сейчас — вещь неблагодарная. Ситуация меняется слишком быстро.
В четверг 11 апреля генерал-лейтенант Авад бен Ауф в прямом эфире суданского ТВ объявил о задержании президента Омара аль-Башира. При этом, несмотря на то, что на его арест выдан ордер международного уголовного суда по обвинениям в геноциде и военных преступлениях, сообщалось, что его выдача пока не рассматривается. Но уже на следующий день бен Ауф также ушел в отставку, уступив место генерал-лейтенанту Абдель Фаттаху аль-Бурхану.
Вообще в том, что сейчас происходит в Судане, нет ничего оригинального. Ситуация достаточно типичная для региона, считает ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов.
Станислав Иванов ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН «Арабская весна» продолжается. То, что началось весной 2011 года, продолжается и по географии, и по глубине процессов. Арабы, как и другие люди на планете, устали жить при неэффективных, престарелых правителях, безработице, нищете и так далее, они хотят жить лучше, вот и все. Но элита цепляется за власть, хочет продлить, вот его убрали в отставку, сейчас назначили ему преемника типа Черненко, но народ опять на улицы вышел. 30 лет был президент не эффективный, война в Дарфуре, положение тяжелое, люди хотят лучше жить. Там очень часто военные берут власть в руки, потому что, как и во многих других арабских странах, военные — это наиболее организованная, активная часть общества, которая первая замечает вред от правителей. И они их убирают, какое-то время устанавливают военное правление, а потом передают власть гражданскому правительству. Для Судана это не первый раз и не последний, это даже не назвать революцией, это смена кланов, смена элит».
Стоит учитывать, что в Судане сплетены интересы многих стран. Поэтому это создает дополнительную неопределенность в вопросе о том, по какому пути страна пойдет дальше, говорит политолог и востоковед Каринэ Геворгян.
Каринэ Геворгян политолог, востоковед «До конца не очень понятно, новое руководство на кого будет ориентироваться. Я напомню, что аль-Башир жаловался Путину, будучи в Москве, что очень уж его Америка достает. При этом там присутствуют интересы столь разных стран, включая Китай, поэтому там элита, которая сейчас будет формироваться и укрепляться во власти, вынуждена ориентироваться на многих внешних игроков, и не в последнюю очередь Китай. Вот это будет очень любопытно, скажется ли в Судане противостояние Китая и США».
Несмотря на комендантский час, тысячи демонстрантов проводили в последние дни сидячую забастовку в Хартуме у здания штаба вооруженных сил. Представитель Госдепартамента Роберт Палладино заявил, что Хартум должен «проявлять сдержанность и предоставлять пространство для гражданского участия в правительстве».
После этого нынешний глава Военного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил, что комендантский час отменяется, а также объявил, что все задержанные во время демонстраций на прошлой неделе будут освобождены.
Источник: