Скандальную картину Красовского сначала удалили с YouTube-канала, а затем лента появилась вновь. А режиссера, по данным СМИ, пригласили к следователю МВД по экономическим делам. С чем это связано? И как «Праздник» оценивают киноэксперты?
Алексей Красовский. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
С YouTube-канала режиссера Алексея Красовского неожиданно исчез, а затем спустя несколько часов появился выложенный им фильм о блокадном Ленинграде «Праздник». По словам режиссера, это произошло сразу после того, как картина набрала миллион просмотров.
Алексей Красовский режиссер «Я попытался найти письмо официальное, причины, обычно YouTube его рассылает, я его не нашел, его не было. Зашел к себе в настройки на канале YouTube и тоже не увидел никаких нарушений с их стороны. Чтобы ответить на какое-то запрещение чего-либо, обычно в YouTube видно, что висит эта угроза, это письмо или какой-то комментарий. Понять, это системная ошибка или все-таки атака каких-то злопыхателей, как мне объяснили, что если их количество критическое, то система может закрыть кино, не разбираясь в причинах. У меня есть человек, куратор с YouTube, с которым мы обычно выходим на связь, когда прилетало какое-то гигантское количество дизлайков, но сейчас этот человек молчит и на связь не выходит, и я не знаю, в чем причина закрытия канала. Пока единственное предположение — то, что кино перевалило за миллион просмотров, как мне написали, под утро этот миллион случился, и ровно после этого фильм оказался закрыт. Перекладывать сейчас его на тот же канал я не буду, я хочу дождаться официального объяснения со стороны живых людей, а не ботов, и в ближайшее время я планировал залить фильм с долби-звуком, со звуком лучшего качества, поскольку мы набрали более 3 млн рублей в качестве пожертвований, и это позволило мне дозаписать звук и сделать фильм такого кинотеатрального качества, и хотел я с этой новостью порадовать людей, но, видите, не совсем получается».
«Праздник» — скандально известный фильм о том, как встречает Новый год привилегированная семья в блокадном Ленинграде.
Официальные власти неоднократно заявляли, что картина оскорбляет память и чувства людей, переживших блокаду, и призывали не давать фильму прокатное удостоверение.
Процесс производства фильма заинтересовал прокуратуру. Учитывая обстоятельства, Алексей Красовский решил не пытаться запускать фильм в официальный прокат. Выложив «Праздник» на YouTube, он указал там реквизиты для перечисления средств. Картину он и оператор Сергей Астахов снимали на собственные деньги. О том, почему фильм исчез с YouTube-канала, рассуждает основатель студии вирусного видео My Duck's Vision Юрий Дегтярев:
— Есть подозрение, что они это провернули сами. Это можно сделать самим, на себя нажаловаться, ролик удалили, фильм удалили, и это послужило причиной об этом фильме поговорить еще разок, когда он уже отгремел, видимо, судя по всему, не так успешно. Если бы история, которую я сделал, не получила большого внимания, то, наверно, следующий мой ход — я бы вот такую штуку сделал. Она недорогая, инструментарий YouTube позволяет эти вещи проворачивать в свой же адрес, подозрения не вызвав при этом, создав определенное количество прокачанных аккаунтов, которые на тебя начнут жаловаться, фильм удалят, и потом о факте удаления будут говорить СМИ как об очередном витке цензуры, 37-й год. Что конкретно было применено, не знаю. YouTube чем дальше заходит в своем развитии, тем больше причин для удаления контента он создает для пользователя, чтобы люди, которые сильно озадачены моральной стороной развития общества, не видели на YouTube то, что может их смутить.
— В принципе, что нельзя выкладывать, какой контент может быть удален с YouTube?
— Оскорбления по половому признаку, по национальному признаку, разжигание розни, издевательство над третьими лицами, информация, которой третьи лица могут каким-то образом возмутиться или оскорбиться. Наверное, здесь это третьи лица, YouTube очень боится быть изгнанным или сильно ущемленным в России. Соответственно, ребята готовы лишний раз перестраховаться и удалить без причины.
О том, почему с YouTube мог быть удален фильм «Праздник», а также о его художественной ценности Business FM поговорила с экспертами.
Денис Драгунский писатель, журналист, драматург «Меня удивило снятие фильма «Праздник» из YouTube. Я не знаю, какие правила видеохостинга там нарушены, но что касается фильма «Праздник» как искусства, мне кажется, он весьма посредственный, если не сказать, что он слабый. Но что касается тех обвинений, что он оскорбляет память о блокаде, обвинения абсолютно, стопроцентно безосновательны. Никаких оснований, даже самых наималейших. Возможно, что популярность этого фильма была связана со скандалом, который возник в связи с его тематикой, как бы о блокаде. Но при этом кажется, что любой фильм имеет право на существование, поэтому запрещать его ни в коем случае не надо. Если создатели фильма придумали такой хитрый хайп, ну что же, как говорится, бог им судья, знаете, рекламные кампании бывают самые разные».
Обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина считает, что причина удаления фильма не лежит в области творчества:
Сусанна Альперина обозреватель «Российской газеты» «Я полагаю, что это чисто проблема, связанная с бизнесом. Как мне видится, фильмом «Праздник» пытались сделать новую модель заработка денег на кино, то есть фильм напрямую от производителя к зрителю, используя для этого YouTube. Фильму сопутствовал скандал. Я слышала два мнения. На фильм Красовского наехали. Мы не можем говорить, как комедия, о блокаде, что Красовский в этой ситуации не виноват. Я слышала мнение о том, что Красовский сам сделал нечистый пиар, способствовал тому, что об этой картине говорят. Как бы то ни было, этот скандал привел к хорошей монетизации. Красовский сам у себя писал: фильм стоил 4 млн рублей, неделю назад он уже собрал три с чем-то миллиона. Для меня это было интересно как бизнес-модель. На YouTube были даны реквизиты, и, что лично меня немного шокировало, после фильма сам Красовский и оператор Сергей Астахов, наряженные в мишек, говорили: «Дайте нам денег». Мне это показалось чересчур, но люди им честно платили за просмотр. Теперь что касается содержания. Вполне имеет место, он абсолютно театрален, очень схематичен, он идет по верхам, тема, что называется, не раскрыта, и он несмешной. Комедии не получилось. Там замечательные актеры, там есть удачные моменты, это не бездарная работа, но это дешевая работа, причем во всех смыслах».
Кинообозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова объясняет, чем вызван колоссальный интерес к фильму «Праздник»:
Лариса Малюкова кинообозреватель «Новой газеты» «Первое — сегодняшняя ситуация с цензурой. Следят за тем, как у нас снимается, что снимается, с одной стороны — официальных властей, чиновников, прежде всего депутатов, которые используют любой хайп, чтобы делать собственную карьеру, и уже массовых зрителей, которые готовы услышать этот хайп и, как в ситуации с «Матильдой», поджигать кинотеатры, не посмотрев картину. В обществе нездоровое отношение к кинематографу, к произведениям искусства, к современному арту, к театру. Все начинают высматривать вражеские какие-то, нехорошие тенденции в любом проекте. Это, мне кажется, одна из причин этого хайпа. С другой стороны, конечно, авторам выгодна эта история с точки зрения того, что такой хайп, инициатором которого были не они, но можно это развернуть так, что дать в сети вот эту премьеру. Все СМИ об этом напишут, это все обратная сторона вот этого странного отношения к кинематографу как не к кинематографу, а к некоему социальному явлению».
Среди комментариев пользователей на канале Красовского обсуждается также идеологическая версия запрета, поскольку 27 января — День снятия блокады Ленинграда.
В воскресенье стало известно, что режиссера Красовского пригласили к следователю МВД по экономическим делам на допрос. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свой источник. Сам Красовский перестал подходить к телефону, как только появилось сообщение о вызове на допрос. Через некоторое время он написал в своем Facebook: «Про уголовные дела комментарии давать не буду, надоело им помогать кошмарить народ».
Источник: