Санкции России против Украины: Тимошенко в списке, Порошенко — нет

В список попал Алексей Порошенко, но самого президента Украины там не оказалось. Россия ввела санкции против 322 физлиц и 68 компаний, в частности «Укрспирта», а также швейцарского и британских предприятий, связанных с Украиной

Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Фото: Reuters

Обновлено в 13:37

Россия ввела санкции против десятков украинских компаний и сотен украинцев. Постановление о «специальных экономических мерах» подписал Дмитрий Медведев.

Под санкциями оказались 322 гражданина Украины и 68 компаний. Среди фигурантов — депутаты, бизнесмены, судьи, чиновники вплоть до руководителей ведомств, в том числе глава МВД Украины Арсен Аваков.

Из известных личностей в список также попали бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк, бывший лидер запрещенного в России «Правого сектора» Дмитрий Ярош, лидер предвыборной гонки за пост президента Украины Юлия Тимошенко, а также сын действующего украинского лидера и депутат Верховной рады Алексей Порошенко. Их счета, ценные бумаги и имущество в России подлежат блокировке.

Из юрлиц в списке «Укрспирт» и целый ряд промышленных компаний. Это украинские предприятия, а кроме того, швейцарская компания Ferrexpo, которая владеет долей в Полтавском горно-обогатительном комбинате, и две британские.

О значении санкционных мер для Киева рассуждает директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

— Я бы не сказал, что эти санкции чувствительны будут для представителей украинской элиты, но недооценивать их тоже нельзя, все равно это неприятный факт. Потому что фактически это список врагов России среди украинского истеблишмента. Второе: какие-то могут быть формы политической дискредитации, потому что речь идет о замораживании активов. Значит, активы были, в России они находятся, значит какой-то бизнес. Это тоже может каким-то образом дискредитировать.

— Киев будет что-то придумывать и еще какие-то санкции вводить?

— Я думаю, вряд ли, потому что они не будут иметь такого политического публичного резонанса. Все санкции, которые Украина вводила, носили, скорее, такой экономический вынужденный характер в условиях войны, без расчета на публичный резонанс. Поэтому не думаю, что Украина будет отвечать, потому что рассчитывать на публичный резонанс не стоит. Что касается реакции на эти санкции, то они, конечно же, будут с точки зрения того, что многие фигуранты этого списка будут говорить о том, что они гордятся попаданием в этот список, значит, они настоящие патриоты. Так что, наверное, такого рода реакция будет: если ты враг Кремля, значит, ты автоматически становишься патриотом Украины.

Самого Петра Порошенко в санкционном списке нет. «Нафтогаз» и кондитерская компания Roshen в документе не указаны.

В российской Госдуме считают, что санкции перекроют Киеву ресурсы, направляемые на операцию на юго-востоке. «Это давно надо было сделать, потому что экономика Украины в большей степени сегодня подпитывается в том числе за счет России», — заявил РИА Новости зампред комитета по делам СНГ Виктор Водолацкий.

Вопрос действительно в том, почему санкции не были введены давным-давно. О возможных причинах рассуждает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько:

— Для меня это тоже загадка, потому что логично было бы вводить эти санкции еще в 2014 году. Почему их вводят именно сейчас? Может быть, мера перезрела, и наши политики посчитали, что нужно отвечать Украине хотя бы символически на все те шаги, которые она предпринимала в течение последних лет. В принципе у нас в России сейчас нет предвыборной кампании, завоевывать симпатии электората таким образом сейчас не совсем, видимо, логично. Может быть, в целях внутренней политики это делается только для того, чтобы подправить пошатнувшийся имидж власти после неудачной пенсионной реформы и после того, как у нас начинают говорить и вводить ряд непопулярных социальных мер.

— Напрашивается вопрос: а почему Петра Порошенко нет в этом списке?

— Вы знаете, меня тоже интересует этот вопрос, тем более что Порошенко в принципе является человеком, который имеет собственность в России, имеет бизнес в России и который претендовал на имущество в Крыму.

—А почему Тимошенко, наоборот, есть? С этим не будет проблем?

— Для нее внесение в санкционный список со стороны России — это как раз знак того, что она качественный украинский патриотический политик: «Вот, смотрите, Порошенко не внесли в список, а меня внесли. Видите, как я страдаю за Украину, голосуйте за меня». Она таким образом может националистический или праворадикально настроенный электорат оттянуть на себя у того же Петра Алексеевича Порошенко. Может быть, это попытка как-то очень осторожно сыграть в предвыборной борьбе в пользу Тимошенко. Хотя я сомневаюсь, что она будет чем-то значительно, принципиально, качественно лучше, чем Петр Алексеевич для России.

О том, почему санкции вводятся именно сейчас, Business FM спросила пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Он заявил, что причина техническая. Связь с приближающимися на Украине выборами Песков не комментировал. В целом санкции стали главной темой пресс-кола спикера Кремля:

— По поводу санкций в отношении Украины: какова позиция Кремля по этому вопросу? Почему санкции введены именно сейчас, почему введены собственно?

— Это ответные ограничительные меры. Россия не была инициатором подобного обмена, но вы знаете, что на протяжении достаточно длительного времени наши украинские коллеги в этом ключе упражнялись. Ну вот, собственно, ответ не заставил себя ждать. Это были сроки, связанные с выполнением указа президента.

— Чего хочет добиться Кремль от руководства Украины и почему президента не включили?

— Традиционно президенты не включаются в санкционные списки, это уже, скажем так, какой-то запредельный шаг, но вместе с тем это вынужденная мера, это ответ на те шаги, которые были предприняты украинской стороной.

— То есть я правильно понимаю, что отмена санкций со стороны Украины приведет к отмене санкций и со стороны России?

— Этого нельзя исключать, конечно, если мы в обозримой перспективе дойдем до того момента, когда мы начнем все-таки принимать меры по нормализации и деэскалации напряженности в наших двусторонних отношениях.

— Есть ли расчет на то, что позиция Украины после санкций будет меняться?

— Безусловно. Мы надеемся, что рано или поздно политическая воля на нормализацию отношений с Россией все-таки каким-то образом, какие-то хотя бы робкие ростки даст на украинской земле. Сейчас пока мы этого не видим.

Выборы президента Украины должны пройти весной будущего года. По последним данным опросов, ни один из кандидатов не набрал бы в первом туре более 20% голосов. Бесспорный лидер — Юлия Тимошенко; за второе место борются несколько кандидатов, в том числе действующий президент Порошенко.

Утром 1 ноября, еще до публикации нового санкционного списка, в Киеве заявили, что уже введенные российские санкции сократили оборот российско-украинской торговли вдвое.

Источник: bfm.ru

Todoist