Такие выводы сделали эксперты из Московской школы управления «Сколково» и инвестгруппы UCP. Из 30 крупнейших экономик РФ заняла 27 место. Почему бизнес в России недооценен?
Фото: depositphotos.com
Россия — среди худших стран по стоимости бизнеса. Это значит, что отечественный предприниматель, продавая свою компанию, может рассчитывать лишь на сумму в два-четыре раза меньше, чем его коллеги в США, Западной Европе и в большинстве стран БРИКС.
Такие выводы сделали эксперты из Московской школы управления «Сколково» и инвестиционной группы UCP — текст исследования есть у РБК.
Изучили 30 крупнейших экономик, сравнили их на основе «индекса стоимости бизнеса». Учитывали показатели в пяти категориях: макроэкономика, безопасность инвестиций, процентные ставки, доступность капитала и налоговая политика.
Максимальное значение индекса — 100. Россия заняла 27 место с индексом чуть выше 29. Чуть лучше ситуация со стоимостью бизнеса в Бразилии и Италии. Хуже — в Нигерии, Египте и Аргентине. Насколько объективно сравнивать стоимость бизнеса в разных странах? Рассуждает руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский:
— Если представить, что брали аналогичные компании, вывод, скорее всего, верен. Компания, работающая в России, сталкивается с бесконечными изменениями в законодательство, с очень жестким регулированием. Средний и малый бизнес вообще очень сложно оценивать, он, в основном, не полностью прозрачен, в отличие от западных компаний.
— Не только США и Европе, но и странам БРИКС в этом отношении мы уступаем.
— Очень крупная страна, неравномерно распределены финансы, несмотря на то, что есть компании федерального значения, у них штаб-квартира находится в Москве и Санкт-Петербурге.
— Ценообразование тех, кто продает бизнес, из чего они исходят?
— В основном берут оборот или доход, или чистую прибыль, накладывается на это всегда главным образом желание собственника продать за те или иные деньги по каким-то личным соображениям. Просто человеку кажется, что он столько хочет получить и отойти от управления компанией.
Ориентируются ли россияне на стоимость аналогичных компаний за рубежом, когда продают свой бизнес? Об этом мы спросили Александру, которая недавно продала свой салон красоты на Никольской улице в Москве:
— С зарубежными бизнесами никто не сравнивает наш случай. Продали мы бизнес в полтора раза дешевле, чем вложили в него, но продали быстро. Стоял вопрос — или досидеть там еще один месяц и платить за аренду, или оперативно искать за меньшую стоимость. 600 тысяч мы вложили, за 400 продали.
— Почему не получилось?
— Очень большая конкуренция, очень сложно сейчас искать мастеров, потому что у мастеров очень большие запросы. Достаточно сложно, когда это не приносит того дохода, на который ты рассчитывал. Выходили в ноль, в прибыль не выходили.
— Если отталкиваться от исследования, которое «Сколково» провело, в частности, говорят, что негативный фактор — это большая зарегулированность.
— Мы работали полгода, за полгода к нам никто ни разу не пришел, хотя мы находились на центральной улице Москвы. Правда, не на первом этаже, может быть, это сыграло определенную роль.
Если говорить о других исследованиях состояния бизнеса и экономики в России по сравнению с другими странами, то в сентябре Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг конкурентоспособности государств. Там Россия за год поднялась на пять пунктов и теперь на 38-й строчке, обогнав Италию, Португалию, Польшу, Украину, Бразилию, Грецию.
Впереди России — не только развитые, но и развивающиеся страны, в том числе нефтезависимые — Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ. Россия улучшила свои показатели за счет стабилизации макроэкономических показателей после рецессии 2015-2016 годов. Но наша экономика все еще сильно зависит от экспорта полезных ископаемых. Наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в России — коррупция, ставки налогов, доступ к финансированию и инфляция.
Источник: