Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. В нем также предлагается в определенных случаях запретить заключать под стражу на время расследования. Каких преступлений касается инициатива президента?
Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель/Sputnik/Reuters
Владимир Путин предложил прекращать мелкие уголовные дела после возмещения ущерба. Соответствующий законопроект российский президент внес в Госдуму. Информация о проекте закона опубликована в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Документ расширяет список преступлений, которые могут и не дойти до суда, если виновный погасит ущерб от них и извинится. Причем это касается как возмещения ущерба отдельно взятому гражданину, так и организации или государству. В таком случае уголовное дело будет прекращено.
Это касается тех, кого преследуют за преднамеренное неисполнение договорных обязательств, за присвоение авторства или плагиат, за нарушение изобретательских или патентных прав, за присвоение или растрату, а также за злоупотребление доверием или обман.
Уголовное наказание за невыплату зарплаты также может быть прекращено после компенсации задолженности, если это преступление было совершено впервые.
В проекте также предлагается запретить заключать под стражу на время расследования подозреваемых в превышении полномочий, если это преступление совершено в сфере предпринимательской деятельности.
Еще одна норма запрещает правоохранительным органам при расследовании преступлений в сфере предпринимательства необоснованно применять меры, способные привести к «приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе изъятие электронных носителей информации». При изъятии электронных носителей их владельцу передается копия содержащейся на них информации.
Это очень долгожданное для бизнеса предложение. Для очень большого круга предпринимателей, которых «кошмарят» правоохранительные органы, цепляясь за даже небольшой ущерб, который порой они никому не наносили, новый законопроект станет выходом. Поскольку ущерб, который вменяют человеку, может быть 300 тысяч, а на адвокатов приходится потратить миллион.
Кроме того, бизнесмен несет очень высокие репутационные издержки, ему перестают давать кредиты или заключать договоры. Но следовало бы уточнить порядок определения ущерба, прокомментировал ситуацию общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи.
Александр Хуруджи общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей «Нельзя, на мой взгляд, вменять ущерб сразу же по максимуму. Пример — человек строил многоэтажный дом. Готовность — 96%. Для ввода не хватило поставить, условно, несколько светильников, двери входные новые, потому что стоят времянки, и полить там травку, посадить, потому что зима была. Итак, имеем дом, в котором уже начинают жить люди, расставлять мебель. Но формально он еще не сдан. Внимание: человеку сразу же вменяется, что не построен весь дом. Условно, на все 300 млн, понимаете? То есть осталось достроить на 2 млн, а вменяется 300. То же самое бывает очень часто по контрактам, не говоря уже про все контракты, которые связаны с поставкой, поэтому, на мой взгляд, необходимо разъяснение выпустить новое, которое должно определить однозначно, как исчисляется ущерб. Очень важно, чтобы не воспользовались этим как источником давления. Ты понимаешь, что деваться некуда, лучше погасить по максимуму, чтобы дальше тебя не выдаивали. Но для всех, кто сейчас с маленькими суммами, это выход».
И до этого существовала возможность прекращения уголовного дела по примирению сторон по преступлению небольшой и средней тяжести. Но надо понимать, что это право органов и суда, а не обязанность, прокомментировал законопроект адвокат Сурен Аванесян.
Сурен Аванесян адвокат «Потерпевший может ходатайствовать о прекращении, а следствие или суд может принять это во внимание, удовлетворить это ходатайство и прекратить уголовное дело, а может — не принимать. Кроме того, по ряду предпринимательских составов возможно прекращение уголовного дела. По ряду налоговых преступлений существует возможность прекращения уголовного преследования в том случае, если фигурант уголовного дела возместил причиненный собой ущерб, но такой инициативы по состоянию на сегодняшний день пока и не было. И, безусловно, могу ее только приветствовать. Надо понимать, что здесь идет речь не обо всех преступлениях небольшой тяжести, а о ряде. Кроме того, инициатива, ограничивающая следственные органы в процедуре изъятия в ходе обысков или каких-то иных следственных мероприятий оргтехники, что, как правило, приводило к остановке деятельности компании. Запрет осуществлять эти действия, безусловно, не может не радовать. Посмотрим, как это будет выглядеть на практике».
Добавлю, Владимир Путин поддержал запрет на изъятие серверов и жестких дисков в процессе следственных мероприятий еще в начале августа 2017 года. По его мнению, создание условий, которые делают невозможным продолжение деятельности предприятия «вплоть до невозможности уплаты налогов», является неправильным.
Источник: