Побочные эффекты. От борьбы с продажей лекарств в интернете больше вреда, чем пользы?

Госдума ужесточает наказание за продажу фальшивых лекарств в интернете. Вскоре за это могут посадить на восемь лет. С чем борется Дума и с чем на самом деле стоит бороться?

Фото: depositphotos.com

Парламентарии одобрили в первом чтении законопроект об ужесточении наказания за продажу фальшивых лекарств в интернете. Он связан и с оборотом не зарегистрированных в России препаратов. Продавать их в стране запрещено, но они могут спасти жизнь неизлечимо больным.

Business FM позвонила адвокату Сергею Емельянову, чтобы обсудить юридическую сторону оборота иностранных лекарств. Выяснилось, что тема касается его лично: родственница юриста принимает иностранный препарат. Есть дженерики — дешевые аналоги, но они хуже и вызывают боли. А тот самый, нужный препарат в страну то завозят, то не завозят, и связано это с правами на его продажу в России.

Еще хуже проблема с незарегистрированными иностранными препаратами, которые в России вообще официально продаваться не могут. Больной может лично, за свой счет съездить за границу и купить лекарство, естественно, за свои деньги. Это самый простой легальный путь. Причем лечиться желательно тоже там, потому что при ввозе препаратов могут возникнуть проблемы, говорит Сергей Емельянов:

Сергей Емельянов адвокат «Вы можете в таком случае употреблять эти лекарства за границей, но ввозить их сюда вы не можете. Не зарегистрировано — не является лекарством в том правовом поле, которое у нас создано для фармацевтики. Купить-то он купит, ему продадут, а сюда ввезти — какой статус это лекарство будет иметь? Он может быть обвинен в том, что он это лекарство везет с целью распространения например. Оно не является лекарством по нашим законам. Не зарегистрировано оно у нас как лекарство — все!»

Именно поэтому распространение получили интернет-магазины, где продаются не зарегистрированные в России лекарства. И теперь с сетевыми продавцами решила разобраться Госдума, вводя наказание для них до восьми лет лишения свободы.

Парламентарии декларируют, что борются с фальсификатами, и в чем-то они правы. Но больной, которому нужен эффективный препарат, пойдет на риск, потому что речь идет о лекарствах, которые могут спасти жизнь. Это в первую очередь онкозаболевания, детские болезни.

Фармацевтическая промышленность в западных государствах быстро развивается, появляется все больше эффективных лекарств от самых тяжелых заболеваний. Получается же, что Дума борется не с причиной — со сложностью доступа иностранной фармпродукции на российский рынок, а с последствием — интернет-торговлей препаратами. Она, кстати, и так незаконна. Для больного же есть еще один легальный способ получить нужное лечение — бюрократически сложный и достаточно долгий, рассказывает врач-гематолог высшей категории Алексей Федоров:

— Врачебная комиссия, консилиум признает, что действительно ситуация безвыходная и нужно применять препарат, который не зарегистрирован в Российской Федерации. Конечно, простых механизмов не существует типа того, что написал куда-то письмо — и тебе привезли. Но механизм существует. Даже сейчас, буквально в процессе у нас есть такие пациенты, мы сумели через эти официальные механизмы урегулировать и получить препарат.

— Много времени это заняло?

— В пределах, наверное, трех-четырех недель. Нужно было составить ряд официальных бумаг, отправить их в соответствующие инстанции.

Для пациента, о котором говорит врач, этот срок не был критичным. Но что делать тем, кому препарат нужен срочно? Корень проблемы в том, что регистрация иностранного лекарства в России — очень сложная процедура. У него есть все международные сертификаты, и оно может легко попасть в другие страны, но в России нужно пройти дополнительную экспертизу. Только она по закону идет до пяти месяцев.

По факту же выход на реальный рынок может длиться годами. Например, если государство планирует закупать препарат для больниц, то идут долгие переговоры о цене, а за это время лекарство постепенно дешевеет, да и появляются дженерики.

Правда, есть мнение, что если упростить доступ, то на российский рынок хлынут и те препараты, которые здесь не нужны, потому что они будут конкурировать с отечественными лекарствами. Но на другой чаше весов — больные, которые еще недавно были безнадежными, но с развитием мировой фармакологии у них появился шанс.

Источник: bfm.ru

Todoist