Противника IKEA начали судить за заведомо ложный донос

Предприниматель Константин Пономарев, много лет судившийся с компанией, и его адвокат Максим Загорский предстали перед судом за «заведомо ложный донос». Подсудимый и защита считают обвинение «полной белибердой»

Константин Пономарев. Фото: скришот видео Alexandr Ivanov/YouTube

Люберецкий городской суд Подмосковья 13 декабря приступил к рассмотрению уголовного дела бизнесмена Константина Пономарева, получившего известность благодаря многомиллиардным тяжбам с IKEA. Предпринимателя и его адвоката Максима Загорского обвиняют в четырех эпизодах организации заведомо ложного доноса (ч. 3 ст. 33, ч 3. ст. 306 УКР Ф).

По версии обвинения, бизнесмен и его юрист инициировали разбирательства у мировых судей Раменского района, а полученные решения планировали использовать для дальнейших споров с IKEA. Свою вину подсудимые не признали. По мнению Пономарева, его уголовное преследование было инициировано для того, чтобы прекратить его тяжбы с компанией и отнять честно заработанные миллиарды.

Константин Пономарев находится в СИЗО с 9 июня 2017 года. Уголовное дело в отношении него возбудил лично бывший начальник Главного следственного управления Следственного комитета по Москве Александр Дрыманов. Впоследствии он сам был арестован за взятку в 1 млн за освобождение подручного вора в законе Захара Калашова.

Тяжбы с IKEA вылились в уголовное дело

Уголовное дело в отношении Пономарева было возбуждено после судебных тяжб бизнесмена с «Кубаньэнерго», которой он предоставлял генераторы во время энергетической блокады Крыма, а также с компанией IKEA из-за аренды генераторов для ее гипермаркетов в Санкт-Петербурге. Предпринимателю удалось через суд добиться возврата генераторов, а также отсудить у IKEA несколько миллиардов рублей. Однако впоследствии все эти решения были отменены, а правоохранители решили, что Пономарев использовал в своем бизнесе мошеннические схемы.

Первоначально дело в отношении Пономарева расследовалось по шести статьям, основными из которых были покушение на мошенничество и уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 и ч.2 ст. 199 УК РФ УК). Однако позже дело по более тяжким обвинениям выделили в отдельное производство, его продолжают расследовать.

В суд же ушло дело по обвинениям в организации заведомо ложного доноса (ч. 3 ст. 33, ч 3. ст. 306 УК РФ) и заведомо ложных показаний свидетелей (ч.3 ст. 33 ч.1 ст. 307 УК РФ). Впрочем, к началу процесса срок давности по 307-й статье истек, и на предварительном слушании дело в этой части прекратили. В итоге Константин Пономарев и его адвокат Максим Загорский (находится под домашним арестом) предстали перед судом по статье 306 УК.

«Клевета» в судах

Согласно фабуле озвученного 13 декабря обвинения, в 2014 году предприниматель с помощью своего адвоката инициировал у мировых судей 210-го и 211-го судебных участков Раменского района четыре дела частного обвинения по статье «клевета». Три из них были возбуждены в отношении Пономарева, а четвертое — в отношении некого гражданина, который обвинил предпринимателя в использовании мошеннических схем в тяжбах с IKEA.

В итоге по трем делам был вынесен оправдательный приговор, а одно прекратили. Эти решения судов в дальнейшем предприниматель хотел использовать для создания преюдиции (когда решения одного суда обязательны для другого без проверки доказательств) в спорах с IKEA.

После того, как прокуроры озвучили обвинение, подсудимые заявили, что не понимают его и не признают вину. Пономарев дал понять, кто стоит за его уголовным делом. «Я стал крупнейшим налогоплательщиком области, а меня третирует в России компания IKEA, которая, на минуточку, является крупнейшим мировым налоговым уклонистом», — цитирует его РАПСИ. Подсудимый указал, что за последние восемь лет по заявлениям руководства IKEA в отношении него возбудили десять уголовных дел, однако ни одно из них не дошло до суда, все они были прекращены.

Задекларировавший 60 млрд

«Меня держат в зиндане. Я первый россиянин, воспользовавшийся легализацией капиталов и открывший для властей 66 млрд рублей. Им этот суд нужен, чтобы я проиграл все иски к IKEA, чтобы я не мог пользоваться своими деньгами и ценными бумагами», — сказал Пономарев.

В свою очередь, Максим Загорский назвал несостоятельным и неподтвержденным предъявленное обвинение. Он отметил, что оправдательный приговор по делу частного обвинения вообще нельзя использовать в качестве преюдиции.

Адвокаты Константина Пономарева Владимир Постанюк и Анна Ставицкая считают, что с юридической точки зрения обвинение против бизнесмена — бессмыслица. «Приговоры мировых судей никто не отменил, они законные. А ложный донос — это когда ты даешь какие-то ложные показания, чтобы другого человека посадить. Здесь же Пономарев сам был подсудимым по делам частного обвинения. Даже с точки зрения юридической конструкции обвинение — это полная белиберда», — прокомментировала Business FM дело Анна Ставицкая.

Владимир Постанюк отметил, что его подзащитный находится под стражей по малозначительному делу уже 18 месяцев. «За это время следователи изъяли у него огромное количество документов, у него истекли сроки давности по ряду гражданских дел c IKEA, у него арестовано имущество на огромные суммы денег», — сказал он. Юрист полагает, что бизнесмена «поместили под стражу, чтобы изолировать и не дать защищать свои коммерческие интересы».

Адвокат полагает, что Пономарев привлек к себе внимание после того, как задекларировал денежные средства на сумму 60 млрд. «Именно после этого у него появились проблемы», — считает защитник. Он убежден, что у суда нет оснований держать бизнесмена под стражей. Защитник утверждает, что изучил судебную практику и не нашел ни одного человека, который был бы арестован по статье 306 УК.

Основное дело

Постанюк отметил, что по основному делу — о покушении на мошенничество, которое еще ведет СК, мера пресечения Пономареву не избиралась. Его суть сводится к обращению юристов бизнесмена в суд с требованием о взыскании 5,3 млрд рублей у «Кубаньэнерго» за использование принадлежащих ему дизель-генераторов. Иск не был рассмотрен, а следствие трактовало действия предпринимателя как покушение на мошенничество.

Сам Пономарев также отвергает это обвинение. «Его позиция простая. Он говорит, пойдите в любой арбитражный суд. Там огромное количество людей, которые требуют взыскать с кого-то деньги. Часто суды взыскивают не три рубля, а один. Никому и в голову не приходит сказать, что оставшиеся два рубля они хотели похитить», — сказал защитник. Он убежден, что обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства нельзя переводить в уголовное преследование.

Процесс в Люберецком суде Подмосковья продолжится 20 декабря. В этот день прокуратура начнет представлять доказательства с исследования письменных материалов дела.

Источник: bfm.ru

Todoist