Жители Якутска опасаются, что обмеление главной реки республики может обернуться катастрофой для города, в частности нехваткой водоснабжения. О причинах и способах борьбы с природной аномалией рассказал к.т.н., преподаватель Якутского института водного транспорта, сотрудник Академии наук Якутии Валерий Прокопьев.
Причины — природа и человеческий фактор
— Любая водная сфера представляет из себя очень сложное экологическое сосуществование водных объектов и окружающей среды. То, что происходит в последние годы на реке Лене, зависит от огромного количества факторов, но в последние годы основополагающими, на мой взгляд, являются два. Во-первых, это естественные природно-климатические изменения и стремление реки возвратиться на путь естественного (природного) развития. Во-вторых, это воздействие деятельности человека. И если в первом случае, используя известные методы регулирования водного потока, мы можем достигать необходимых результатов, то во втором аспекте необходимо при реализации проектов учитывать прогнозируемые учеными негативные последствия и минимизировать отрицательные воздействия на окружающую среду.
Мы видим обмеление у себя под ногами, но причиной этого могут быть явления, происходящие на всем протяжении реки и в целом на территории всего бассейна, т.е. нужно смотреть комплексно на всем протяжении реки. Подобные исследования проводятся давно. Так, в бассейне реки Лены с 1965 года работают партии географического факультета МГУ — Научно исследовательская лаборатория эрозии почв и русловых процессов им. Маккавеева. Якутск как раз стоит в зоне активных русловых изменений, водостоки меняют свое направление, и поэтому там, где раньше было много воды, теперь ее недостаточно.
На самом деле, снижение водности на реке Лене наблюдается на протяжении последних десятилетий. Водность периодически увеличивается, потом проседает, затем опять восстанавливается. Кажется, что баланс сохраняется, но фактически негативные воздействия накапливаются, и то, что мы видим сейчас, — это и есть прямой результат вышеуказанных процессов.
В последние 15-20 лет происходит активное осушение территории Верхней Лены: вырубка лесов, строительство промышленных предприятий, линий электропередач, освоение месторождений. Все это несет антропогенную нагрузку, исчезает растительность, которая в значительной степени задерживает влагу и плавно, постепенно отдает ее в окружающую среду. Засушливость территорий влечет повышение температуры, таяние ледников, которые не восстанавливаются в полном объеме, и как результат — снижение водоотдачи бассейнов рек.
В 2015 году правительство Якутии поддержало нашу инициативу в части русловых исследований реки Лены в районе Якутска. В 2016 году был выработан план первоочередных мероприятий, следуя которому нужно было проводить работы, но они так и не были реализованы. В 2017 году при поддержке президента Академии наук РС(Я) Колодезникова И.И. работы были продолжены на участке пгт Мохсоголлоох — Табага, были получены хорошие результаты, но с 2018 года из-за отсутствия финансирования работы не ведутся.
Решаем локальный вопрос по «Водоканалу»
Что касается Якутска, сейчас есть огромное количество вопросов, которые необходимо рассмотреть в ближайшее время. Якутский речной порт практически отрезается от реки Лены, Адамовская протока подвержена сильнейшим в истории переформированиям русла (деформациям). Есть угроза смыва дороги в Нижнем Бестяхе, газовый переход Хатассы — Павловск тоже находится в зоне риска, водный подход к Жатайской высокотехнологичной судоверфи обмелел и многое другое. Все это нужно изучать и заранее вырабатывать план мероприятий.
Но в эти дни перед нами стоит другая, частная задача — работа «Водоканала».
Имеется угроза снижения в зимний период подхода воды к водозабору из-за выноса песков Хатыстахской протоки и отложения их в Адамовской. Для минимизации этого явления и поддержания достаточных глубин на водоподводящем направлении необходимо разрабатывать (строить) водоподводящую прорезь с достаточными глубинами. Необходимо сказать, что конфигурация прорези на сегодняшний день имеет практически критическую кривизну и ее устойчивость необходимо обосновать, чем и занимается в настоящее время по заказу руководства «Водоканала» Лаборатория эрозии почв и русловых процессов МГУ им. Ломоносова под руководством профессора Чалова Р.С., руководитель работ — Завадский А.С.
Грубо говоря, прорезь — это канава, которая позволит обеспечить нормальное водоподведение. В весенний период паводковые воды настолько смыли песок и забили канаву, что сейчас стоимость выросла в два раза по сравнению с прошлым годом. Проблема в том, что сейчас обсуждается вопрос финансирования, тогда как прорезь нужно делать уже в сентябре, а принимая во внимание очень низкий уровень воды (на 60 см ниже проектных), разработка прорези должна начаться немедленно, иначе будет поздно.
При этом данная прорезь может способствовать нормализации ситуации только на этот зимний период.
От жажды, конечно, мы не умрем. Вода была, есть и будет.
Проблемы исходят из Иркутской области
На сегодняшний день фактическая глубина реки Лены на 50-60 см меньше, чем должна быть, что говорит о критической ситуации.
Нужно отметить, что наводнения в Иркутской области, которые, по идее, должны были наполнить реку Лену, попросту до нас не дошли. Это говорит о том, что территория настолько осушена, что вся влага распределилась не в сторону водостока.
Почему Якутия должна бороться с последствиями того, что в Иркутской области вырубаются огромные территории, нарушается природный баланс, при этом не делается ничего, что снизило бы негативные воздействия? Если человек вторгается в природу, то он должен эту пустоту чем-то заполнять, принимать меры.
Отдельно про Якутск
Почему Якутск так лихорадит? То дороги плывут, то стока нет, местами заболоченность, в то же время нет места для строительства. Якутск находится в пойме реки Лены. Когда-то протоки шли прямо через Якутск, но потом они были перекрыты, и в настоящее время никто не задается вопросом: что происходит внизу, под землей? Примерно 15 лет назад принимали программу по исследованию данного вопроса, но она также счастливо была забыта.
Сегодняшняя катастрофа показала, что накопились негативные факторы. Этот год буквально кричит о том, что если мы не успеваем в основной состав поезда, то надо прыгать хотя бы в последний вагон.
Источник: