В редакцию Business FM поступают новые истории пострадавших от мошенничества с использованием ЭЦП. Оправдан ли риск использования этого элемента цифровизации?
Фото: depositphotos.com
После нескольких публикаций Business FM о мошенничестве с использованием электронной подписи в раздел «Бизнес говорит» на BFM.ru посыпались истории предпринимателей, которые также в той или иной степени пострадали от этой формы цифровизации.
Масштаб проблемы оказался гораздо большим, чем казалось еще пару недель назад, когда рассказывали о том, как москвич, сам того не подозревая, подарил свою квартиру жителю Уфы. Затем пошли истории о том, как на физлицо повесили фирмы-однодневки с долгами, о том, как в порядке эксперимента журналисты без проблем оформили электронную подпись на постороннего человека и это не вызвало сомнений ни у кого, в том числе у правоохранителей. Впрочем, в СКБ Контур заявили, что компания не допустила мошенничества с цифровой подписью и сразу отозвала оформление сертификата, как только обнаружилось, что документы фальшивые.
И вот кейс гендиректора компании «Табэлла» Владимира Кудрявцева, у которого только по счастливой случайности мошенник не увел бизнес и не украл деньги через банк:
Владимир Кудрявцев гендиректор компании «Табэлла» «Он в Казани обратился в удостоверяющий центр, где представил якобы протокол собрания участников компании, из которого следовало, что один директор слагает полномочия, а другой в его лице эти полномочия приобретает. Насколько мы поняли, он не лично обращался, а было сделано как-то хитро, чтобы лично там не присутствовать. Эта квалифицированная электронная подпись была получена, в последующем он обратился в 46-ю налоговую инспекцию, чтобы в ЕГРЮЛ была другая запись о генеральном директоре. Они проверять ничего не стали. В результате сменилась запись в ЕГРЮЛ, после этого он обращается в очень крупный банк, и только благодаря случайности у меня раздался звонок от сотрудника банка о том, что документы готовы, надо прийти и их подписать».
В полиции в возбуждении уголовного дела отказали: электронная цифровая подпись, все законно. При этом предприниматель сам не готов отказываться от использования ЭЦП. По его словам, вести бизнес без этой опции сегодня крайне проблематично. Выход он видит в том, чтобы правильно наладить работу людей, сверяющих документы, в том числе и электронные, в госструктурах.
А вот бизнесмен из Москвы Андрей предпочитает не рисковать, хотя оформление ЭЦП ему буквально навязали в одном крупном банке:
«В работе мы стараемся не пользоваться электронной подписью, потому что для нас это достаточно сложно, мы люди архаичные, привыкли по старинке. Если стандартные каждодневные операции с расчетным счетом в банке не проходят, нам гораздо проще и понятнее пользоваться одноразовыми кодами, которые есть во многих банках. Но при этом у меня как у генерального директора ЭЦП есть».
Если боятся бизнесмены, что уж говорить о физлицах, которые, как оказалось, могут запросто лишиться своей недвижимости. И ведь человек может даже не знать, есть у него ЭЦП или нет, сколько их и что с ними можно делать. Может быть, имело бы смысл запретить проводить сделки с недвижимостью без личного присутствия граждан? Не так часто подавляющее большинство россиян продают и покупают квартиры — можно и ногами дойти. И такой запрет, в отличие от многих других, вряд ли вызвал бы волну возмущения.
Глава компании «БЕСТ-Недвижимость», вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак против запретов. По его словам, опять-таки нужно усилить контроль на стороне структур, выдающих ЭЦП и сверяющих электронные данные. Но при этом собеседник рассказал вот что:
Григорий Полторак глава компании «БЕСТ-Недвижимость», вице-президент Российской гильдии риелторов «Нам предлагали как агентству недвижимости взять на себя функцию, чтобы граждане пришли в агентство, тут же подписали договор, тут же отправили его на регистрацию, и все это делать при помощи ЭЦП. Нужно сопоставить эту подпись — она шифрованная — с вашей личностью, как бы поставить знак равенства между этим набором цифр и вами. И этот процесс нам предлагали взять на себя. Мы подумали-подумали и сказали: ну его нафиг».
Эксперты, пытающиеся успокоить взволнованных граждан, говорят, что человек, не желающий, чтобы какие-то сделки с недвижимостью проводились без его личного присутствия, может написать соответствующее заявление в Росрееестр и жить спокойно. Но кто даст гарантию, что, увидев перед глазами ЭЦП, регистратор вдруг полезет проверять, писал ли человек какие-то бумажки. Судя по историям собеседников Business FM, ни в банках, ни в налоговой лишней нагрузкой никто себя не обременяет.
Может быть, тогда стоит самому заказать себе ЭЦП, получить флешку и спрятать ее в сейф или сжечь от греха? Но опять-таки, кто даст гарантию, что злоумышленник под видом другого человека не придет в центр выдачи ЭЦП и не скажет: «Сделайте, пожалуйста, еще, а то я одну сломал, а вторую потерял».
В Минкомсвязи в ответ на запрос Business FM признали, что закон о цифровой подписи требует доработки. Оказалось, министерство уже готовит поправки в закон, хотя нигде это не афиширует.
Источник: