Евросоюз пригрозил Москве «конкретными мерами», а британский МИД призвал Россию «прекратить задерживать суда, направляющиеся в украинские порты». Речь о пограничном досмотре, который Москва усилила в ответ на задержание судна «Норд»
Мариупольский морской торговый порт. Фото: Yannis Behrakis/Reuters
Мариупольский морской порт сейчас в плачевном состоянии, делится в разговоре с Business FM работник порта Николай. По его словам, дела у порта и так шли плохо: работников перевели на четырехдневную рабочую неделю, зарплаты упали на треть.
Но ситуация становится только хуже — в этом Николай винит досмотры судов, которые Россия начала проводить в Азовском море этой весной, после задержания Украиной сейнера «Норд»:
— Досматривают их два-три часа, но они в очереди на досмотр стоят до двух недель, и это независимо, он стоит на вход в Азовское море или на выход из Азовского моря. Судовладелец и грузовладелец теряют колоссальные деньги, потому что судно простаивает в море, ждет своей очереди на досмотр.
— И сейчас хуже даже, чем летом?
— Да. Я вам скажу больше, когда в ООН было заседание, обсуждался этот вопрос, суда проходили без досмотра все. Только это все закончилось, и все началось, даже еще хуже, поэтому сейчас порт в плачевном состоянии.
Как утверждает Николай, речь идет о зарубежных судах. Судя по сайту Marinetraffiic, за сутки в мариупольский порт заходили суда под флагами Турции, а также Мальты и Либерии, под которыми могут ходить и украинские экипажи.
Азов — это внутренние воды России и Украины. С юридической точки зрения, досмотры судов — нормальная практика, но они не должны вредить международному судоходству, продолжает профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк:
Василий Гуцуляк профессор Российского университета транспорта «Дело в том, что за этим может последовать? А что получится, если любое другое государство начнет в своих внутренних водах проводить тщательные досмотры всех судов, следующих в его порты? В частности, в тех же европейских портах, тех же американских портах и так далее. Это может привести к чему? Это может привести к колоссальным убыткам судовладельцев. Поэтому к этому относятся достаточно трепетно. И я разделяю те опасения, что пострадать могут и суда под российским флагом, в том числе и российские судовладельцы. Поэтому я бы к этому стал относиться достаточно осторожно и такие меры принимал бы, которые взвешивают «за» и «против».
Как утверждает глава европейской дипломатии Федерика Могерини, ущерб наносится не только украинской экономике, но и судам, которые ходят под флагами европейских стран. При этом она не вспомнила о том, с чего началось обострение, — с задержания Украиной судна «Норд». ЕС, по ее словам, намерен в ближайшее время принять «четко выраженные меры». Чего в качестве этих мер ждет Киев, объясняет украинский политолог Вадим Карасев:
Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Украина хотела бы пересмотра этого моря, как внутреннего моря Украины и России, и затем получать уже военную помощь, в создании военной базы, для того, чтобы уравновесить военную ситуацию. Ну, понятно, что это Могерини может сказать, но она не может пересмотреть этот статус. Для этого надо разрывать договор, для этого надо новые переговоры, на что у Украины нет сил и времени. Да и единства позиции нет. Замминистра иностранных дел Елена Зеркаль давно предупреждает, что разрыв договора от 2003 года о статусе Азовского моря Украине не выгоден. Но вот украинская власть такими вещами, наверное, пробует, какая будет реакция у европейского сообщества. Главное, привлечь внимание».
По мнению Карасева, Евросоюз вряд ли предпримет конкретные шаги, кроме возможных новых санкций. Однако ситуация в Азове продолжает накаляться, и путей выхода из этого противостояния пока не видно.
Источник: