Показ оперы «Для черного квадрата» завершается. Режиссер неизвестен до сих пор

Постановку можно увидеть в Новой Третьяковке. Билеты стоят от 4 тысяч до 25 тысяч рублей. Какие впечатления остались у зрителей?

Сцена из оперы Ильи Демуцкого «Для Черного квадрата». Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Пятница, 30 ноября — последний показ оперы «Для черного квадрата» в Новой Третьяковке. Музыка композитора Ильи Демуцкого. Билеты стоят от 4 тысяч до 25 тысяч рублей.

Показ проходит в зале № 16, куда для этого перенесли первый вариант картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Это полотно не герой или часть декораций, сказал Демуцкий, оно гость вечера, зрителей.

Во время гастролей оперы будет использоваться 3D-фото картины Малевича. Спектакль идет на английском языке с русскоязычными титрами. Оперу послушала культурный обозреватель Евгения Смурыгина.

Евгения Смурыгина культурный обозреватель «Черный квадрат» — это была очень ожидаемая история. Музыку написал Илья Демуцкий, известный композитор. Молодой, популярный, написавший, в частности, для Кирилла Серебренникова музыку к «Нурееву» в Большом театре. Здесь «Черный квадрат» — это маленькая, очень камерная история. Всего два акта примерно по 45 минут. Но это, конечно, для любителей экспериментов и современного искусства, потому что выглядит это следующим образом: в зале, где обычно висит «Черный квадрат» в Новой Третьяковке на Крымском Валу, не осталось картин. Да и даже и «Черного квадрата» нет. Вы заходите, ковровая дорожка в середине. По бокам ряды скамеек, на которых разложены небольшие газетки. Так выглядит программка. В глубине — это не сцена, это просто такое пространство. Элементы декорации — это белые и черные пластины. И вот на фоне них разворачивается действо, которое нипочем не понять, если вы не прочитали содержание в программке, но которым тем не менее можно наслаждаться, если вы любитель экспериментов и современного искусства. Поют на английском, висят экраны, на экранах видно слова. Это довольно странно, потому что, например, поют, там написано «вонючка» в какой-то момент или «потный гриб», то есть форменное хулиганство, заложенное режиссером. Кстати, кто это, до сих пор неизвестно. Это была тайна, которая должна была открыться в первый же день показов, в день премьеры. Но ходили упорные разговоры, что это Данила Козловский. Если так, то ему, в общем, все удалось как минимум неплохо. Это опыт эксклюзивный, потому что больше показывать «Черный квадрат» не будут. Сам квадрат Малевича, кстати, появляется в конце первого акта. Выглядит эффектно, но дальше опера поедет вместе с шедевром Малевича или без оного на гастроли по миру, поскольку написана на английском. Для этого все предпосылки есть».

Своими впечатлениями об опере «Для черного квадрата» поделился главный редактор Business FM Илья Копелевич:

Илья Копелевич главный редактор Business FM «Событие преподносится элитарно светское, но, на мой взгляд, это именно музыкальное событие, и ничего нет. Это опера в ее чистом виде, просто камерная. Она исполняется под два фортепиано — хор и вокалисты. Музыкальное, а не театральное явление. Но современная классическая или серьезная традиционная музыка имеет сложный язык. Это уже не Бах и не Шопен, которого все-таки многие понимают. А вот музыку середины XX века серьезную, я ее слышу, но понимаю нечленораздельно. Не буду давать ей оценку, но что могу сказать точно — там прекрасные исполнители, великолепные пианисты: Екатерина Сканави и Иванов-Ракиевский, и прекрасные молодые голоса. Меня это захватило. Словом, удовольствие от этого получат люди с развитым музыкальным восприятием, а не светским».

Появлялась информация, согласно которой билеты на оперу «Для черного квадрата» стоят до 100 тысяч рублей, однако Business FM не нашла этому подтверждения. Более того, стоимость билета никак не влияет на комфорт зрителя: действо оперы разворачивается то в проходе между рядами, то за спинами зрителей. Артисты постоянно перемещаются по залу.

Источник: bfm.ru

Todoist