Но в чем был смысл кражи? Галеристы утверждают, что вор не смог бы сбыть полотно. Следствие рассматривает дело как хищение группой лиц
Картина А. Куинджи «Ай-Петри. Крым», похищенная из Третьяковской галереи. Фото: снимок с видео/МВД России/ТАСС
Идеальная кража: подъехать к Третьяковке на белом «Мерседесе», зайти с невозмутимым видом, снять картину со стены, вынуть из рамы и скрыться. Но почему задержанного 31-летнего Дениса Чуприкова так заинтересовало творчество Куинджи, пока не понятно. Известно, что сам Чуприков родился в Феодосии. Может, поэтому Крым, изображенный на картине, так его тронул? Как пишет «МК», в Феодосии похититель закончил курсы сварщика и слесаря, с женой они переехали в Подмосковье, но постоянную работу найти не удавалось. За мужчиной значится долг по кредиту — около 250 тысяч рублей, прошлой осенью он уже привлекался к административной ответственности, когда был сильно пьян. После кражи картины, судя по кадрам его задержания, он также был не в совсем адекватном состоянии. Есть ощущение, что в зале музея под видеокамерами орудовал один человек, который спокойно и ловко снял картину, вынул ее из рамы, а вот пойман был уже совсем другой.
Преступника, похитившего накануне картину, нашли очень оперативно — пропало полотно в районе шести часов, а поздно вечером злоумышленника и картину обнаружили в Одинцовском районе.
Действовал Чуприков, похоже, не один. По крайней мере, кража полотна расследуется как хищение группой лиц. Комментирует партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Андрей Гривцов:
Андрей Гривцов партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» «Установить каких-то заказчиков, если они, конечно, были, можно не только через показания этого человека, если он, допустим, не будет сотрудничать со следствием и признавать свою вину, но с помощью иных способов доказывания. Например, исследовать детализацию его телефонных соединений и допросить всех тех, с кем он связывался до совершения этих действий».
Но в чем был смысл кражи? Галеристы утверждают, что вор не смог бы сбыть полотно. Telegram-каналы, впрочем, обсуждают версию о спланированном похищении произведения под заказ, в которое могли быть вовлечены сотрудники музея и правоохранители. Якобы даже картину могли украсть раньше, а затем разыграть ее громкое похищение, прямо как в кино.
Еще одна прямо-таки «киношная» версия»: одновременно из Третьяковки украли роскошную шубу, и, быть может, картину вынесли, чтобы отвлечь внимание?
Изначально было также много спекуляций, что цель акции — это удар по репутации руководства Третьяковки. Вспомнили и прошлый громкий скандал в галерее — нападение на картину Репина «Иван Грозный». Но такая версия вряд ли имеет основания, говорит владелец галереи «Триумф» Емельян Захаров:
Емельян Захаров владелец галереи «Триумф» «Министерство культуры должно дать денег Третьяковской галерее на систему безопасности. Третьяковская галерея не коммерческая организация. Она не зарабатывает денег. Поэтому, чтобы в Третьяковской галерее была сигнализация, российское государство, щедрое, должно выдать Третьяковской галерее на это деньги. Галерея не может пойти и продать что-то со своих стен и купить сигнализацию. Третьяковская галерея занимается просвещением».
Просила ли до сих пор Третьяковка средства на сигнализацию, неизвестно. Руководство музея на этот счет пока ничего не сказало. Как пишет Life, в галерее в инциденте винят оптимизацию госрасходов на подразделения вневедомственной охраны Росгвардии. Из ежегодного бюджета музея — это миллиард рублей — на охрану тратится около 2%. По контракту с Росгвардией за два прошлых года галерея ежегодно платила по 16 миллионов. При этом в Инженерном корпусе Третьяковки сотрудник стоял только на входе, рассказал официальный представитель ФГУП «Охрана» Росгвардии Валерий Грибакин.
Валерий Грибакин официальный представитель ФГУП «Охрана» Росгвардии «В его функциональные обязанности входят проверки граждан, чтобы не было попыток пронести какие-либо предметы запрещенные. Частично в рамках компетенции Росгвардии антитеррористические мероприятия, мероприятия, связанные с возможным нарушением общественного порядка. Что касается работы внутри помещения, непосредственно в залах, где размещены картины, на выходе из музея — это не входит в нашу компетенцию. Насколько я знаю, по этому направлению работает служба безопасности либо те структуры, которые обеспечивают безопасность самого музея».
Теперь, как сообщила директор музея Зельфира Трегулова, галерея будет оснащать все выставки специальными датчиками, там модернизируют систему видеонаблюдения, на входе поставят рентгеновские установки и, возможно, введут досмотр на выходе. Министр культуры Владимир Мединский и вице-премьер Ольга Голодец анонсировали проверку безопасности и в других федеральных музеях. Сама картина Куинджи «Ай-Петри. Крым» на выставку уже не вернется. Полотно отправят в санкт-петербургский Русский музей, которому, собственно, оно и принадлежит.
По репутации же российских учреждений культуры эта немного нелепая кража нанесла огромный удар: сейчас история в Третьяковке широко обсуждается за рубежом в контексте «как мы можем отправлять в Россию свои шедевры, если их так плохо охраняют».
Источник: