О таком приказе главы госкорпорации Дмитрия Рогозина сообщили источники РИА Новости. При этом сейчас также действуют строгие требования к выезду за границу сотрудников, имеющих доступ к секретной информации
Дмитрий Рогозин. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин ужесточил правила выезда за границу для топ-менеджмента госкорпорации. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли.
По словам собеседника агентства, приказ о более жестких требованиях выпущен под грифом «для служебного пользования» после бегства одного из топ-менеджеров. «Роскосмос» информацию не комментирует.
В середине мая стало известно, что экс-глава НИИ космического приборостроения Юрий Яскин уехал из России под предлогом командировки и остался за границей. Это произошло на фоне внутренней проверки на предприятии, сообщали источники газеты «Коммерсантъ». По их словам, Яскин мог опасаться, что будут вскрыты факты хищений. Заявление об увольнении он написал из-за границы.
Строгие требования к выезду за границу носителей секретной информации и так действуют. Сотрудники «Роскосмоса» могут поехать за рубеж только по согласованию с ФСБ и руководством, рассказывает бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов.
— Что имеет в виду Рогозин под словом «ужесточение», действовало, к сожалению, с точностью до наоборот. Сотрудников, которые имели низкий допуск к секретности, как правило, вообще не выпускали за границу. А те, кто имел выше допуск, ездили на все выставки, различные заграничные мероприятия. Если только привести в соответствие с тем, что было, тогда топ-менеджмент должен проходить очень жесткий отбор перед тем, как едет куда-то, либо вообще не ездить.
— РИА Новости напоминают о побеге Яскина.
— Первое, на что я бы обратил внимание, это прокол кадровых служб. Человек, которого взяли на эту должность, должен был пройти проверку. Если он ее прошел, все равно это не дает стопроцентной гарантии. У нас убегали и полковники ГРУ, и разведчики, но я так понимаю, был какой-то криминальный подтекст побега этого человека. Ужесточение в данной ситуации ничего не даст, ухудшится обстановка в самом «Роскосмосе». Там очень ограниченное количество людей получает очень высокие зарплаты, большинство получают средние или даже ниже среднего, поэтому повесьте даже заместителю начальника какого-нибудь отдела еще запрет на выезд — и все, что он взамен получает? Прибавка к зарплате за секретность не соответствует критериям жизни. Если бы она была хотя бы 50%, может быть, люди еще на это бы шли. Но за топ-менеджментом, конечно, следить надо, потому что они как минимум носители особых государственных секретов, технологий.
Ограничения на выезд для сотрудников космической отрасли были всегда: и в США, и в Советском Союзе, и в современной России. Сейчас все эти нюансы должны быть зафиксированы в трудовом договоре, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— Есть коллективный договор, и он всех касается. А то, что касается руководства, как правило, это персональное соглашение. Если там это оговорено, тогда да, а если не оговорено, то по закону он свободный человек.
— Что это означает, если действительно ужесточили правила, закручивают гайки или пытаются таким образом и проверками ужесточить все в космической отрасли?
— У нас руководство «Роскосмоса» — это медийное руководство. Его мало интересует, что делается в космонавтике, его интересует то, что про него пишут. Появилось сообщение, что какой-то руководитель, один из сотен, остался за рубежом. Все бросили, начали переписывать какие-то документы, чем-то грозить, чем-то угрожать. Если появится в прессе что-нибудь еще, какое-нибудь сообщение, начнут с пьянством бороться, например. Всем, чем угодно, только не космосом.
В середине мая глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что следователи выявили миллиардные хищения в «Роскосмосе». В пресс-службе госкорпорации тогда заявили, что помогают СКР в расследовании, в том числе инициируют проверки и передают документы следственным органам.
Источник: