История деревенского старика, покоряющего международные кинофестивали

Журналисты News.Ykt.Ru погостили в селе II Жемкон Хангаласского улуса у 74-летнего киноактера Степана Петрова перед его очередной поездкой в Москву на международный кинофестиваль.

19 апреля в кинотеатре «Октябрь» состоится мировая премьера фильма Любови Борисовой «Мин үрдүбэр күн хаhан да киирбэт» («Надо мною солнце не садится»), где Степан Петров сыграл главную роль. 

Простой старик, и не мечтавший о карьере актера, всю жизнь работал водителем в совхозе, держал коров, в свободное время выступал с народным театром, пел в агитбригадах. Отсюда его называют Ырыа Ыстапаан (Песня Степан). Внезапную популярность и успех он называет шуткой жизни. 

Трейлер фильма «Тойон кыыл» («Царь-птица»), режиссер: Э. Новиков, 2018.

Он стал знаменит, сыграв всего одну роль — старика Микиипэрэ в фильме «Царь-птица» Эдуарда Новикова. Ровно год назад Степан впервые побывал в Москве, посмотрел на себя на большом экране во время ММКФ. Фильм собрал все главные награды всероссийского смотра. После триумфа, красной дорожки, автографов и многочисленных интервью он вернулся в родную деревню. В маленький дом, отапливаемый двумя печками, к старому телевизору, который показывает три канала, заготовке дров и льда. К жене, с которой прожил сорок лет. Старики живут вдвоем, ждут лета, чтобы в доме вновь зазвучал детский смех внуков. У них было трое детей, сегодня в живых осталась только младшая, но и та живет в городе.

Встретили старики радушно. Пока жена Пелагея Захаровна накрывала шикарный стол, Степан Дмитриевич провел нас в гостиную, где ковер на стене завешан наградами за успехи на творческом поприще. Старик любит постеры своих фильмов с автографами. К «Царь-птице» сегодня добавился новый, который режиссер Любовь Борисова привезла с собой, — «Мин үрдүбэр күн хаhан да киирбэт». Пока старик гордо вешал новую реликвию, подбежала жена и сказала, что старик из скромности убрал все спортивные медали: вон в комнату повесила, посмотрите. Степан смущенно улыбается: «О дьэ, люди подумают: хвастунишка какой-то».

К поездке Степан подготовился основательно: заготовил дрова, лед на неделю. Тяжелой работы он не боится, говорит: это чепуха, вот раньше тяжелее было. Родился Степан в 1945 году в селе Хагын Средневилюйского (ныне входит в Вилюйский) района, судя по документам, через десять дней после Великой Победы. «В свидетельстве всё перепутали. Мать говорит, что я родился в июле, а записали — в мае, отец у меня Иванов, а записали под маминой — Петров. Я вот, анализируя жизнь, думаю, что эти изменения все-таки какую-то шутку сыграли с моей жизнью». 

Отца в армию не взяли из-за проблем с глазами. Родители работали в колхозе. Из восьми детей до взрослого возраста дожили пятеро. Сейчас остались трое.

«Родители выращивали пшеницу. О, как сейчас помню вкус лепешек, которые мать пекла, ни с чем не сравнится. У нас была мельница на бычьей тяге, с шести лет с быком кружили в амбаре. Помню: от мамы доставалось, когда засыпал на рабочем месте, работа останавливается, бык же не переступит через хозяина». Маленькому Степану уже тогда нравилось выступать на сцене: читал чабырҕах (скороговорки), пел песни с 8 лет. 

Степан окончил 8 классов. После поехал учиться на водителя трактора в Нюрбу. Один год проучился, и в 19 его призвали в армию, служил он три с половиной года во Владивостоке. «Я попал на службу во время 50-летия Октябрьской революции, в 1967 году начался конфликт с Китаем. Разоблачение культа Сталина. Угроза войны. И меня оставили еще на полгода».

После армии устроился в Вилюйск в «Читающий балаган», летом ездил по участкам с агитбригадой, зимой выступали на фермах. К осени вернулся в Нюрбу в СПТУ, где учился. «Приехал, а здания нет — сгорело, документы вместе с ним. И только клочок моего студенческого билета чудом уцелел, та половинка, где имя. Так я стал  трактористом-машинистом широкого профиля. Из положенных трех лет отучился год», — вспоминает Степан. 

Из-за болезни матери вернулся к себе на родину в совхоз «Мастаах». Там пригодились права, трактористов не хватало. Продолжил работу в «Читающем балагане». «Всякое бывало в культуре. В 1979 году начал новую жизнь, пошел на шоферские курсы, чтобы уйти из культуры». Младшая сестра вышла замуж за парня из Хангаласского улуса, переехала в Жемкон, следом за ними переехала мать, а вскоре и сам Степан Дмитриевич.

«Я всегда был близок к культуре, и ноги, хотел я того или нет, сами понесли меня в ДК. Раньше клуб был в старой церкви». Здесь организовали драмкружок, потом — народный театр. Играл в маленьких пьесах.

Через пять лет решили Степана женить.

— В 35 лет я, уже старик, подумал: пора уже жениться. Друг Алексей Саввич однажды сказал: сестра жены в девках засиделась, давайте вас поженим, как раз из Горного приехала погостить. Так и поженили. Никакого, как сейчас говорят, конфетно-букетного периода. Познакомились и в тот же день — в ЗАГС. Совсем по-простому, и вот живем, души друг в друге не чаем, зимой сорок лет будет. Троих детей родили. Старшие рано ушли. Двое внуков. Конечно, есть ощущение неполноценной семьи. Незаживающая рана. Сын с дочерью, жалко, после себя никого не оставили. Дочку в 20 лет убили, тут в Жемконе. Сын в тридцать три умер при невыясненных обстоятельствах в городе, ничего неизвестно, темный лес.

Страшно рассказывать, это было сразу после Нового года. Дочка умерла в день, когда хоронили племянника, он в соседнем доме жил. Пришли домой после похорон и узнали страшную весть. Через пару дней похоронили дочку. Чуть с ума не сошли, смысл жизни потеряли.

Когда играешь в кино такие драматические моменты, ты представляешь своих детей, свою ситуацию, эту боль, которая всегда с тобой. Подобное в «Мин үрдүбэр күн хаhан да киирбэт», входишь в это состояние, а потом пытаешься поскорее выйти из него. В этих двух фильмах, где я сыграл, — и в «Царь-птице», и в «Надо мною солнце не садится» — есть эти моменты, где я чувствую, что становлюсь ближе к детям. Может, поэтому людям понравились эти фильмы? Почувствовали, что это по-настоящему. Не знаю, мне не нравится смотреть на себя. Всегда хочется переделать. Поэтому до выхода в прокат фильмы мне не показывают, боятся, что захочу переделать. Второй фильм я тоже посмотрю только в Москве.

Я думаю, это последняя роль. Зачем несуразного старика все время показывать-то? Артистом я стал случайно, во всем виноват оператор Семен Аманатов. Снял меня во всех трех фильмах, где играл. Все началось в 2013 в Немюгюнцах: они снимали короткометражку «Ийэ кут» Прокопия Ноговицына. Смеюсь теперь: четыре часа морозили и две секунды показали.

Кадр из фильма «Тойон кыыл» («Царь-птица»), режиссер: Э. Новиков, 2018.

А в «Царь-птицу» попал случайно. Как-то играл в шашки с другом в клубе. Забежал Спартак Петрович, сказал, что старика ищут для фильма. Смеюсь: «А я тут причем? Стариков-то полно». Сфотографировал и убежал. Через некоторое время позвонили и сказали, что утвердили и отправили сценарий. Я-то двух слов запомнить не могу, а тут целый сценарий. Ну, что делать? Пошел в Саха театр. Стоит стройная женщина, которая играла мою жену, — Зоя Попова. Потом она в интервью говорила же, что я якобы сказал: «О, бедная, худющая как я». Официально опровергаю: я такого не говорил.

После знакомства отправили в «Сахафильм» на читку, читали четыре часа. К счастью, урезали до полутора часов.

В каждых съемках мне повезло: ребята-кинематографисты — молодцы, прям как за отцом, дедом за мной смотрят. Хорошие ребята.

В прошлом году два дня оставалось до премьеры в Москве, я уже думал: ну ладно, денег нет, не поеду. А тут мои земляки устроили концерт, собрали деньги. Я им благодарен. У брата одолжил национальный костюм, по приезде в Якутию заказал себе такой же. В нем и поеду в этот раз. В Москве так много веселых моментов было. Нам выдали бейджи, пропуски на фестиваль. От волнения, получив его, наткнулся на стеклянную дверь. «Этот старик совсем», — подумали, наверно.

Интервью телеканалу «Культура», Москва, 2018. 

На второй день в костюме пришел. Только захожу в зал — подбегает девушка, на иностранном говорит, говорю, что не понимаю. Представилась, сказала, что с телеканала «Культура». Спрашивает, на каком мне удобно говорить. Говорю: на якутском, Люба Борисова будет переводчиком. Тут включается камера, и я забываю якутский язык. О, чуть со стыда не сгорел. Потом на пресс-конференции спросили: «Почему вас утвердили на эту роль?» Отвечаю: «Только из-за усов и худобы». Зал взорвался от смеха. Ну, правда же.

Перед премьерой вышел на сцену и сказал: «Российско-якутский фильм». Ох, вот что с людьми волнение делает, оказывается. В эту поездку буду молчать, пусть главные говорят.

В тот же день «Царь-птицу» посмотрел, аж поверил в происходящее. Забавно было, в какой-то момент пытался вспомнить, как мы кормили орла, снимали-то без него. Все у меня потом спрашивали: сам ли я за ним ухаживал, живет ли он у меня. А я-то его в глаза не видел.

Фильм получился, я плакал, когда в орла выстрелили. Зоя прекрасно сыграла, как она играет! Вот что значит профессиональный актер. Сам себе я не понравился.

Кадр из фильма «Мин үрдүбэр күн хаhан да киирбэт» («Надо мною солнце не садится»), режиссер: Л. Борисова, 2019.

После того как вернулись с фестиваля, Люба Борисова предложила сыграть в эпизоде в ее фильме. Я согласился, потом узнал, что главная роль. А я человек слова, пришлось ехать в Булунский район.

Север прекрасен. Я так переживал, что будет холодно, взял с собой зимнюю одежду — она не пригодилась. У соседа одолжил медаль для съемок и поехал. Месяц там жили. Работали в удовольствие. Море, природа, было чудесно. Собирал морошку. Единственное — слов у меня было много, на озвучке потом пришлось попотеть. Роль — простой старик. Я даже не играл, не вживался, все как есть. 

В каждой из ролей я присутствую: в «Царь-птице» — когда хоронили орла, в «Надо мною солнце не садится» — когда рассказывал о дочери, все равно что-то есть. То, что было в твоей жизни, все равно перед глазами. Надеюсь, фильм получился. 

Жизнь ни капли не изменилась, после того как стал киноактером. Я смущаюсь, когда меня узнают. Говорю: это не я, а мой брат. Может, будь я помоложе, может, и стал бы актером. Думаю, это судьба, с другой стороны — случайность.

Вот недавно с Первого канала звонили, предлагают роль, отправили сценарий. Фильм хороший, сценарий мне понравился. О землетрясении. Потом исчезли: говорят, съемочная команда поменялась, начиная с режиссера. Ну, не знаю.

Не могу сказать, что я счастливый человек. В конце жизни мне немного повезло, человек без образования вдруг стал актером, это подарило мне много радости. Молодежь, если вы талантливы, развивайте свой дар. Не прячьте его, я не говорю только о культуре, я говорю обо всех сферах. Развивайте то, что заложено природой, становитесь лучше. Жизнь непростая штука, со взлетами, падениями, завихрениями, и тут без поддержки никак, занимайтесь любимым делом. Любите и будьте любимы. Будьте здоровы, счастливы, рожайте, развивайтесь и прославляйте Якутию. Всем мира и добра. Берегите друг друга.

Степан Дмитриевич 17 апреля вылетел в Москву. 

Трейлер фильма «Мин үрдүбэр күн хаhан да киирбэт» («Надо мною солнце не садится»), режиссер: Л. Борисова, 2019.

В Якутии фильм «Надо мною солнце не садится» покажут с 8 мая.

Фото: Вадим Скрябин 

Автор: Елена Алексеева

Источник: news.ykt.ru

Todoist