Иностранные компании могут отозвать ряд препаратов с российского рынка. Причина — новые правила регистрации цены, которые могут начать действовать уже в следующем году
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Было жестко, а станет еще жестче. Так коротко эксперты описывают новые правила регулирования цен на жизненно необходимые лекарства. С одной стороны, лекарства не будут дорожать. С другой — они могут вообще пропасть из аптек, их будет невыгодно сюда поставлять.
За примерами далеко ходить не нужно. Как писал «Коммерсантъ», вероятно, по этой причине японская фармкомпания Takeda недавно объявила, что выводит с российского рынка три препарата из списка жизненно важных, в том числе лекарство от аритмии атенолол. А последний месяц тысячи российских сердечников не могут купить препарат против аритмии кордарон французского производства. Также пропали его белорусский и российский аналоги.
Как предполагали специалисты фармрынка, дело может быть в нерентабельности: субстанция дорогая, а цена на жизненно важный препарат государством установлена низкая. О ситуации с лекарствами рассказывает ведущий Business FM Ксения Изотова:
Ксения Изотова журналист «Наша семья столкнулась с нехваткой лекарств в конце февраля — начале марта, когда бабушке выписали в больнице кордарон, которого не оказалось в аптеках. Мы обзвонили всевозможные аптеки Москвы и Подмосковья. Нашли только три пачки. Одну пачку кордарона, последнюю, забрали и две последних пачки в другой аптеке забрали амиодарона, и больше в аптеках общедоступных лекарств нет, но нам повезло дважды. В аптеке районной поликлиники был амиодарон, который заменяет кордарон, и врач районной поликлиники выписала бабушке это лекарство, и сейчас у нас все-таки есть небольшой запас. Мы надеемся, что рано или поздно нужное лекарство появится в аптеках».
По словам медиков, из-за новых правил перерегистрации цены, предложенных Минздравом, иностранные компании могут отозвать ряд лекарств. Конкретные примеры эксперты не называют, чтобы не нагнетать панику. «Комсомольская правда» приводит мнение о том, что возможны перебои с инсулинами. Среди ужесточений в новых правилах — требование перерегистрации всех жизненно важных препаратов, а не только отдельных наименований. Для цен на дженерики будет применяться понижающий коэффициент, они не смогут стоить как оригинальное лекарство. И все эти меры должны дать снижение цен на жизненно важные препараты на 10-15%, а где-то даже 50%.
Но то, что может случиться, можно проследить на международной практике, рассуждает гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.
Сергей Шуляк гендиректор аналитического агентства DSM Group «Понятно, что отслеживать цены и регулировать их на часть препаратов необходимо, но опять-таки нужно смотреть и быть более гибкими в вопросе перерегистрации цен, в вопросе того, чтобы даже тем же российским производителям было выгодно производить лекарственные препараты, потому что есть пример турецких фармпроизводителей, которых государство зажало до такой степени, что в прессе месяц или полтора назад были статьи о том, что в Турции есть проблемы с поставками лекарственных препаратов. Очень похожая политика — политика развития фармпромышленности, стимулирования развития фармпромышленности, а потом жесткое регулирование цен. Это привело к тому, что производить препараты стало невыгодно».
Сейчас в списке жизненно важных 735 препаратов, в среднем одна упаковка препарата из списка стоила около 189 рублей. С другой стороны, в случае с исчезнувшим кордароном люди, разыскивающие препарат по соцсетям, готовы отдать за него любые деньги. Не говоря уже о том, сколько нервов это стоит пациентам.
После публикаций СМИ вопросом исчезновения из аптек кордарона озаботились специалисты Росздравнадзора. Поставки были приостановлены по техническим причинам. Сообщалось, что компания АО «Санофи-Россия» ввезла 68 тысяч упаковок этого лекарства. Партия препарата уже прошла таможню и поступила в обращение с 25 марта. Однако в московских аптеках его пока нет.
Источник: