На Москву наступает микромобильность. Скоро ли все мы будем ездить на арендованных самокатах и электрических велосипедах?
Аренда самокатов в Москве. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Не успели футуристы заочно отпеть личный автотранспорт из-за прихода каршеринга, как пора задуматься о похоронах автомобилей вообще. Пока немногочисленные, но очень амбициозные сервисы аренды микротранспортных средств отчитываются о завидных темпах роста и еще более впечатляющих планах.
Велосипедными станциями уже никого не удивишь, но с весны в Москве начали появляться электросамокаты. Из сравнительно крупных игроков выделяются «Делисамокат» (проект «Делимобиля») и YouDrive lite (проект YouDrive). Принципиальная разница в том, что первые доступны только на док-станциях, вторые можно взять и оставить на любой городской велопарковке в разрешенной зоне.
При том, что тариф у обоих одинаковый — пять рублей в минуту — как YouDrive выдерживает конкуренцию по рентабельности, если компании приходится обеспечивать подзарядку вручную? О стратегии сервиса в интервью Business FM рассказал гендиректор YouDrive lite Леонид Ясиновский:
Леонид Ясиновский гендиректор YouDrive lite «Мы считаем, что устойчивое будущее на рынке за игроками, которые будут брать на себя операционную модель, упрощать и выигрывать на масштабе за счет более низких затрат на операционку. Есть альтернативная модель, которую используют западные сервисы: они отдают процент от выручки так называемым зарядчикам — пользователям, которые могут за деньги забирать на ночь на зарядку самокат. При нашей бизнес-модели на масштабе более 300 самокатов в одной локации, то есть в одном городе, нам выгоднее брать операционку на себя и обслуживать парк своими силами. К тому же это дает нам возможность подзаряжать самокаты в течение дня, позволяя им ездить не 100% заряда в день, а 150% или 200%. И мы считаем, что в каршеринге, как и в электросамокатшеринге, будущее за теми, кто отстроит операционку и процессы по управлению парком».
YouDrive lite выделили в отдельную компанию только на этой неделе: до этого сервис микромобильности был структурным подразделением каршеринга. Компания уже объявила о планах утроить число самокатов в Москве — с 500 до 1500, расширить зону, которая сейчас ограничена Бульварным кольцом, охватить Санкт-Петербург и ряд крупных городов России и даже осуществить международную экспансию: до конца года в Ереван, в следующем году — в Израиль и на Кипр.
«Делисамокат» опережает конкурента по масштабам: у компании уже более 2,5 тысячи самокатов в Москве. Сервис запустился первым, а на открытии присутствовал Сергей Собянин. Правда, судя по первым отзывам, сначала приложение не могло похвастаться безупречной работой. Проверить, исправлены ли ошибки, невозможно — самокатный сезон закрыт.
Если уж скорость роста микромобильности стремится к первой космической, скоро у москвичей вообще не будет личного транспорта?
Егор Мулеев научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики «Развитие шеринговых сервисов такого формата может в теории привести к тому, что увеличится объем продаж в личное пользование. Я видел исследование с китайским каршерингом. Там выявили зависимость, что с развитием сервиса краткосрочной аренды автомобилей стало повышаться и желание людей покупать свои автомобили, кто-то даже стал это делать. В Москве ситуация, я думаю, может повториться. Исследования, конечно, нет, но, отталкиваясь даже от своего собственного опыта, могу сказать, что после того, как я начал пользоваться каршерингом, через какое-то время я купил себе машину. Интересно, сколько таких историй еще будет. А ценник на электросамокаты все-таки подоступнее. Поэтому в теории это может привести даже к тому, что многие люди станут пересаживаться и покупать себе в личное пользование электросамокаты».
Наконец, не могу не обратить внимание на почти умилительные ошибки на сайтах обоих сервисов. У «Делисамоката» на момент публикации этой статьи в половине текстов видны лайнбрейки — код смены строки. А копирайтеру YouDrive lite, похоже, не следовало писать в резюме «перфект инглиш»: я, конечно, не носитель, могу и ошибаться, но в англоязычном слогане на первой же странице артикли не те. Так и представляется, как на совещаниях звучит: «Нет времени разбираться, и так сойдет!» Вот так, на коленке, делается будущее городского транспорта.
Источник: