Лукашенко зачитали его права и возможности. Комментарий Георгия Бовта

Глава Белоруссии встретился с российским коллегой в Кремле. В частности, они обсуждали цену на российский газ для белорусского потребителя и таможенный режим. Удалось ли договориться?

Георгий Бовт. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Президенты России и Белоруссии встретились в Кремле, чтобы обсудить ряд спорных моментов между Москвой и Минском, в частности, цену на российский газ для белорусского потребителя, а также вопрос компенсации от налогового маневра России в ценообразовании на нефть. Были затронуты и вопросы периодического нарушения Белоруссией таможенного режима.

Россия в последующие пять лет должна завершить так называемый налоговый маневр, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ. Дополнительные издержки у Белоруссии возникают из-за ожидаемого увеличения цены на нефть из России и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Так о чем удалось договориться и удалось ли?

Накануне встречи Москва и Минск обменялись колкостями. Лукашенко заявил, что Россию уже сложно называть «братским государством». На самом деле больше всего обидно Лукашенко то, что Москва отвергла все предложения Минска по снижению цен на газ для Белоруссии до внутрироссийского уровня, а также по компенсации за налоговый маневр, от которого Белоруссия оценивает свои потери в 2019 году в размере 383 млн долларов при цене барреля нефти в 70 долларов, а потери за весь период реализации маневра — до 10,5 млрд долларов.

В свою очередь, представители российского правительства заявляли, что никаких договоренностей о выплате компенсации Белоруссии в связи с налоговым маневром в нефтегазовой отрасли России никогда не было, а была лишь договоренность поговорить об этом. Говорить мы всегда рады. Жестко высказался первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов, который заявил ни много ни мало о потере доверия к белорусской стороне из-за периодического нарушения таможенных соглашений.

Речь о том, что через Белоруссию в том числе идут товары, попавшие под российские контрсанкции. Например, только нелегальных сигарет из Белоруссии попадает в Россию до 5,5 млрд штук, а в приграничных регионах доля таких сигарет составляет пятую часть в общем объеме продаж.

Несколько лет назад Москва открыто обвиняла Минск в реэкспорте нефтепродуктов, полученных из российской нефти, под видом растворителей и разбавителей. Поскольку Россия поставляет нефть и нефтепродукты в Белоруссию беспошлинно, то Минск был обязан перечислять пошлину от экспорта нефтепродуктов за пределы Таможенного союза в российский бюджет. А поскольку разбавители и растворители не входили в перечень продуктов, облагаемых пошлиной, то никаких перечислений в российский бюджет и не делалось.

По словам Силуанова, нефтегазовая субсидия белорусам оценивается в 2 млрд долларов в год. «Мы бы хотели встречные шаги. Мы должны знать, за что такую субсидию должны давать нашему соседу… Мы не бедствуем, но и, чтобы раздавать такие подарки, должны понимать, какие плюсы получим, если мы говорим о взаимности», — добавил он.

По межправительственному соглашению ежегодно из России в Белоруссию беспошлинно поставляется 24 млн тонн нефти. Однако осенью было объявлено, что беспошлинные поставки нефтепродуктов из России в Белоруссию могут прекратиться. В настоящий момент экспортная пошлина сырой нефти составляет 30% от ее итоговой стоимости. Начиная с 1 января, ее планируется постепенно снижать до полной отмены в 2024 году. Одновременно на аналогичный процент будет повышен НДПИ.

По некоторым подсчетам, российский нефтегазовый трансферт Белоруссии в форме скрытых субсидий за 2012-2017 годах составил не менее 30 млрд долларов, это примерно 8% белорусского ВВП за этот период. Помимо этого, Белоруссия на конец 2017 года была должна России 7,3 млрд долларов по межправительственным кредитам, а в следующем году Минск рассчитывает получить от Москвы еще миллиард долларов на их рефинансирование.

Путин накануне переговоров старался быть мягче, заметив, что в целом отношения развиваются весьма успешно, а товарооборот в этом году вырос более чем на 23%. Однако после четырех часов переговоров по главным вопросам полностью договориться не удалось. Условились создать рабочую группу — и проработать в ее рамках и цены на газ, и компенсацию Белоруссии за налоговый маневр.

Договоренности по ценам на газ, судя по всему, не заработают раньше 2020 года. Однако и они, и другие преференции Белоруссии будут, судя по всему, жестко увязаны с более глубокой интеграцией Белоруссии в российскую экономику, а возможно, и во внешнюю политику.

До нового года должна состояться еще одна встреча Путина и Лукашенко. Александр Григорьевич, судя по всему, должен переварить полученный им от Кремля братский импульс, и по его публичным выступлениями в ближайшие дни мы узнаем, насколько он болезненно его воспринял.

Источник: bfm.ru

Todoist