Дмитрий Песков ответил на вопрос журналистов, согласовывались ли с Владимиром Путиным решения, позволяющие компаниям Олега Дерипаски добиться этого
Фото: Александр Колбасов/ТАСС
Американское казначейство на этой неделе согласилось вывести компании «Русал» и En+ из-под санкций в обмен на сокращение доли Олега Дерипаски. И половина совета директоров En+ теперь будет представлена гражданами США или Британии.
Пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова спросили, как к этому относится Кремль:
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «В данном случае, это исключительно корпоративный вопрос, который касается «Русала». Безусловно, Олег Дерипаска борется за эту компанию. Это компания, которая играет заметную роль не только в экономике России, это компания, которая играет заметную роль в мировой экономике. И, собственно, если компании удается предпринять какие-то действия, чтобы минимизировать последствия вот незаконных ограничений, мы можем это только приветствовать».
В среду стало известно, что Минфин США уведомил Конгресс о намерении в течение 30 дней снять санкции с En+, «Русал» и «Евросибэнерго». Это может произойти при выполнении Олегом Дерипаской ряда условий, включая снижение контроля в En+ менее 45%. Еще одно условие заключается в том, что в новом совете директоров En+ 8 из 12 мест займут независимые директора, причем шестеро будут гражданами США или Великобритании.
Были ли другие варианты для снятия санкций? Например, можно ли было национализировать «Русал» или выкупить его у Дерипаски? Пойдут ли американцы дальше? Какие российские компании и бизнесмены рискуют попасть под такой передел собственности? Эти вопросы мы задали гендиректору Фонда национальной энергетической безопасности Константину Симонову.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Я убежден, что других вариантов не было, почему? Потому что это и было условием американской стороны. Поэтому здесь хитрить сложно. То есть ясно совершенно, что четко были обозначены те необходимые вещи, которые нужно было сделать для того, чтобы санкции были сняты. И то, что санкции откладывались, ясно, что это было предметом переговоров. То есть были выставлены изначально условия. Там же модель, она даже частично прозрачная. Дерипаска использовал официальных лоббистов. Можно их отчеты посмотреть, в этом плане они, собственно, пошли во властные структуры, как это принято в Соединенных Штатах, сказали, что, вот, они лоббисты в интересах Дерипаски. Им хотелось бы снять санкции. И в ответ выдвинули условия. Поэтому здесь все эти фокусы на тему продать кому-то еще, там национализировать, засунуть в другой карман — они не проходили. Второй вопрос, он действительно очень острый и тонкий. Да, наверное, здесь «Русал» являлся очень такой логичной целью для американцев, потому что для «Русала» присутствие на американском рынке критично. Газпром, например, на американском рынке не присутствует вообще как продавец. Если такие требования будут выставлены к «Роснефти», «Газпрому», конечно, они будут выполнены. Это ясно. Потому что, опять же, «Роснефть» не присутствует практически на американском рынке. То есть давить можно только те компании, которые есть в Америке. Я убежден, например, если бы у нас был другой уровень торговли с Соединенными Штатами, конфликт был бы совершенно иным изначально. Но поскольку раз уж конфликт есть, получается, что в этой ситуации, может быть, и неплохо, что у нас нет слишком больших экономических отношений, потому что зацепиться мало за что можно. Ну, вот «Русал» зацепили, безусловно».
Мог ли «Русал» найти другие варианты снятия американских санкций? Да, были. Только это не другие варианты снятия санкций, а другие варианты выхода из ситуации говорит директор центра политологических исследований Финансового Университета Павел Салин.
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Были и другие варианты. И «Русал» начал демонстрировать, что он готов типа к таким вариантам. Один из вариантов — это переориентация с американского на китайский рынок алюминия. Но это бы означало то, что в акционерный капитал «Русала» должны были бы войти китайцы. И, наверняка они, так или иначе, получили бы там контрольный пакет, то есть получили бы как минимум не меньше, чем сейчас получают американцы. Так что, наверное, такая альтернатива Вашингтону не понравилась. «Русал» уже делал такие вбросы в СМИ. И это отчасти повлияло на решение американской стороны. Вариантов с каким-то изысканием внутренних ресурсов для того, чтобы полностью компенсировать потери «Русала» не просматривается, потому что там пошла вот эта волна про тотальный переход на алюминиевые банки и все прочее. Но полностью делать «Русал» компанией, ориентированной исключительно на внутренний рынок сбыта, невозможно. Грубо говоря, было две альтернативы: либо двигаться навстречу требованиям американской стороны, либо двигаться навстречу Китаю».
На «Русал» приходится около 6% мирового производства алюминия, или 3,7 миллиона тонн в 2017 году. Около 80% алюминия «Русал» экспортирует, поэтому санкции против него вызывали панику на рынке.
«Русал» использует толлинговую схему, при которой сырье поставляется из-за границы на российские алюминиевые заводы, перерабатывается там, а полученный алюминий экспортируется.
Компания не раскрывает в своей отчетности информацию по рынкам сбыта. По оценкам разных экспертов, на американских покупателей приходится порядка 20-25% объема продаж «Русала», а в Европу уходит около 45% продукции, и больше половины этого объема приобретает швейцарский трейдер Glencore.
Что касается сырья, «Русал» опять же не раскрывает источники поставок. Но в структуре самой компании есть предприятия по добыче бокситов в Африке и Южной Америке, а также заводы по производству глинозема в ряде стран, включая Италию и Украину.
Всего в компании работает примерно 62 тысячи человек по всему миру, из них в России — 52 тысячи. Здесь у «Русала» десять алюминиевых заводов, три глиноземных завода, два бокситовых рудника и несколько предприятий по переработке алюминия.
По данным Bloomberg, после того как Дерипаска сократит свою долю в компании En+ , «Небольшой» пакет холдинга получит фонд «Вольное дело», который бизнесмен учредил в 2008 году.
Один из главных проектов — археологические раскопки античного города Фанагория на Таманском полуострове. Рекламу им 7 лет назад сделал Владимир Путин. После его визита по федеральным телеканалам разошлись сюжеты о том, как Путин нашел на дне залива две древние амфоры. Потом выяснилось, что открытие было срежиссировано заранее.
Еще один проект, который спонсирует «Вольное дело», — Кубанский казачий хор. В январе этого года хор выступал на Всемирном экономическом форуме в Давосе на организованной Дерипаской вечеринке. А в августе этот же ансамбль вместе с Владимиром Путиным отправился в Австрию на свадьбу министра иностранных дел Карин Кнайсль.
Источник: