Предстоящий Год театра Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого встречает обновленным. За последние несколько лет коллектив осуществил множество новых проектов, которые по достоинству оценили зрители. В каком направлении движется труппа сегодня, чьи имена появятся в афише, рассказывает директор театра, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Горелова.
— Театр стал работать по-новому, и это требование времени, — подчеркивает Татьяна Васильевна. — Меняется и зритель, только классическими постановками уже не удовлетворить его потребностей. Поэтому мы в свою работу привносим что-то новое, осуществляем интересные проекты, которые включают не только постановку спектаклей. Это и выставки, и квесты, и пресс-конференции, и творческие лаборатории. Это необходимо для того, чтобы быть востребованными, и мы благодарны областной и федеральной власти за поддержку наших инициатив.
О традициях
Одним из наиболее интересных начинаний является проект «Театральная среда», запущенный перед открытием нынешнего сезона. Цель его — знакомить зрителей с предстоящими премьерами. В канун новогодних праздников состоялась «Театральная среда» для детей, где актеры не только представили сказку «Али-Баба и разбойники» в постановке заслуженного артиста РФ Николая Чебыкина и рассказали о «Летной резиденции Деда Мороза», но и провели мастер-класс по расписыванию рождественских пряников.
— Встреча получилась яркой, и мы, взрослые, были очень рады, что отважились предложить детворе участвовать в нашем проекте, — рассказывает Татьяна Горелова. — Надо сказать, что в последнее время мы стали больше уделять внимания репертуару для детей. Параллельно с репетициями сказки про Али-Бабу началась работа над спектаклем по сказке Андерсена «Огниво» в постановке Марии Колычевой. Тем самым мы продолжаем традицию, начатую Владимиром Михайловичем Пахомовым, который с подачи Министерства культуры включился в смелый эксперимент. Еще в 70-е годы прошлого века театр взял на себя функции отсутствовавшего в области театра юного зрителя и заполняет эту нишу до сих пор.
Продолжает Липецкий академический и еще одну традицию, основанную более тридцати лет назад. Это фестиваль «Липецкие театральные встречи».
— Когда-то Владимир Михайлович задумывал его как Чеховские чтения, на которые съезжались чеховеды и давали оценку работе режиссера и труппы, также занимавшихся исследованием творчества Антона Павловича. В настоящее время «Липецкие театральные встречи» — это полноценный фестиваль-конкурс, имеющий статус международного, — продолжает директор. — В следующем году он пройдет в 35-й раз. А нынешний, 34-й, запомнился тем, что в его рамках впервые прошла творческая лаборатория, участники которой поставили эскизы спектаклей по пьесам современных драматургов, посвященным Льву Толстому. Липецкая земля, пусть и печальными событиями, причастна к имени этого писателя. Неслучайно и театр, единственный в мире, носит его имя. По нашему заказу пьесы написали четыре автора из России, Молдовы, Армении и Германии. За шесть дней российские режиссеры провели колоссальную работу с актерами нашего театра, итоги которой были представлены зрителям в Липецке и поселке Лев Толстой. Один из эскизов после доработки мы взяли в репертуар театра. Это постановка Сергея Денисова «Бег по струнам».
О зрителях
Надо сказать, что сегодня при полном зале проходят не только премьеры театра, но и многие давно идущие в его репертуаре спектакли. Это говорит о том, что липчане любят и ценят сценическое искусство.
— Зритель у нас разный, — считает Татьяна Горелова. — Для работы на разную аудиторию мы и приглашаем сейчас множество режиссеров и художников. Например, спектакль «Иван и Александра» рассчитан на людей старшего возраста, имеющих большой жизненный опыт, способных обратиться памятью к послевоенным годам. Но на комедии ходят с удовольствием в любом возрасте. Мы учитываем и это. Появились в репертуаре и постановки современных авторов, переосмысливающих классику. «Бег по струнам», например. Очень любопытный проект Евгения Азманова, обратившегося к творчеству Сергея Есенина. Сюда же следует отнести и «Сон смешного человека» Максима Дмитроченкова, перечитавшего Достоевского. Эти работы свидетельствуют о том, что нам все же ближе классика. Высокое звание академического не позволяет нам опускать планку до работы на потребу публики. Наша задача — просвещать и образовывать зрителя. Неслучайно раньше театр называли школой для взрослых. Вернуть такое восприятие театра сегодня сложно. Еще не прекратились споры о том, что должен делать театр — просвещать или предоставлять услугу. Нашей труппе ближе первое. Поэтому, когда режиссер, предлагая для работы современную пьесу, говорит, что без нецензурной брани, использованной драматургом, не донесет до зрителя суть, мы отказываемся от постановки. Конечно, творческой натуре свойственно экспериментировать, и мы готовы поддерживать инициативу наших актеров. Ультрасовременные постановки могут идти в другом формате, в арендуемом кафе например, но не на сцене театра.
О планах
Один из экспериментов можно будет увидеть в начале января. Инициативная группа во главе с Романом Коноваловым подготовила к праздникам новогоднюю сказку для взрослых «Елочка, гори!». В театре утверждают, что это совершенно эксклюзивная история, которую смогут увидеть только жители Липецка и гости города, которые придут в театр со 2 по 5 января. Главным источником вдохновения для создателей спектакля стала бессмертная «Карнавальная ночь». Поэтому в праздничной шоу-комедии будет много музыки, вокальных, танцевальных и даже цирковых номеров и многие актеры раскроются в необычных амплуа.
По словам Татьяны Гореловой, труппа театра вполне сбалансирована, и актерам по силам удивлять публику интересными находками, подобными тем, что можно увидеть в новогоднем спектакле для взрослых.
Немалая заслуга в этом и режиссеров, причем не только тех, что работают в коллективе.
— Мы активно приглашаем режиссеров из Москвы и Санкт-Петербурга, которые уже заявили о себе, — рассказывает Татьяна Васильевна. — На средства гранта Министерства культуры в рамках поддержки молодой режиссуры, который выиграл наш театр, Ярослав Рахманин поставил эскиз спектакля по рассказам Бунина, вошедшим в цикл «Темные аллеи», и «Господин из Сан-Франциско». На одном из фестивалей мы обратили внимание на Петра Орлова. Он поставил на липецкой сцене пьесу Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», и мы планируем пригласить его на постановку «Маленьких трагедий» Пушкина. Приедет к нам и режиссер Владимир Дель, который тоже уже работал в нашем театре. Он поставит спектакль по произведениям Чехова «Не правда» с участием заслуженного артиста России Вячеслава Михеева, который в следующем году отметит свое 60-летие. Впереди и работа с режиссером из Северной столицы Егором Чернышовым, предложившим для постановки пьесу нашего современника Вячеслава Дурненкова «Экспонаты».
Хорошие творческие связи завязались у нас с Ганноверским Толстовским обществом. Возглавляет его Татьяна Чепурная, побывавшая в этом году на «Липецких театральных встречах». Сейчас мы затеваем совместный проект «Толстой: Липецк — Ганновер. Театр объединяет». В его основу войдет повесть Толстого «Крейцерова соната». В спектакле будут заняты актеры липецкого театра и один из музыкальных коллективов из Ганновера. Постановку увидят зрители и в России, и в Германии. В более расширенном формате задуман проект «Дни Толстого на Липецкой земле».
Ведутся переговоры о сотрудничестве и с коллегами из Чечни, побывавшими у нас на «Липецких театральных встречах» и на открытии Года театра.
Источник: