Иран поставил Европе урановый ультиматум

Президент Ирана Хасан Роухани дал европейским участникам Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 60 дней на переговоры по выполнению соглашения

Хасан Роухани. Фото: Thaier al-Sudani/Reuters

Обновлено в 13:30

Тегеран намерен частично выйти из ядерной сделки. «Мы прекращаем выполнять условия по двум пунктам Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Они касаются остановки на 60 суток продаж имеющегося у нас обогащенного урана и тяжелой воды», — заявил президент Ирана Хасан Роухани. Как уточняется, соответствующее письмо доставлено послам России, Китая, Великобритании, Франции и Германии в Тегеране.

Решение Ирана не является «концом для соглашения», добавил Роухани. Он также отметил, что Тегеран предпримет ряд новых шагов в рамках СВПД. «Если же они будут вынесены на рассмотрение Совбеза ООН, то на это последует жесткий ответ Ирана», — сказал Роухани.

Намерение Тегерана вызвано необдуманными шагами Вашингтона, прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков:

— Насколько я знаю, сегодня передается послание президенту Роухани, о котором шла речь. Президент Путин неоднократно говорил о своей приверженности ВПД, о важности и безальтернативности в настоящий момент. Президент Путин неоднократно говорил о последствиях необдуманных шагов в отношении Ирана, имеется в виду то решение, которое было принято Вашингтоном. Мы видим, что эти последствия начинают наступать. Безусловно, российские дипломаты продолжат обсуждать эту тему с европейскими партнерами, чтобы работать над поддержанием дальнейшей жизнеспособности этого документа.

— Россия готова участвовать в санкциях по отношению к Ирану?

— Пока нужно трезво оценить ситуацию, обменяться позициями на сей счет. Ситуация серьезная, она безусловно спровоцирована предыдущими решениями. Я хочу напомнить: президент говорил, что непродуманные волюнтаристские решения, которые ведут к необоснованному давлению на Иран, как раз провоцируют дальнейшие нежелательные шаги, с которыми мы сейчас и сталкиваемся. Сейчас нужен анализ этой ситуации и контакты по линии дипломатических ведомств.

Каковы могут быть последствия уранового ультиматума Ирана? Об этом рассуждает доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев:

Сергей Серегичев доцент кафедры всеобщей истории РГГУ «Риск войны возрастает. Американцы попытаются, угрожая войной, продавить нужные им условия сделки. Европейцы, конечно, отступятся перед американцами. Мы будем орать, но что мы можем реально сделать? Воевать за Иран? Тут же включена позиция Израиля. Израилю ведь ничто не мешает в такой ситуации взять и бомбануть просто по этим объектам. Роухани делает все как в римской поговорке: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Роухани — это бык, Юпитер — США. Американцам такие фокусы позволено делать, потому что они единственные, кто их любит делать. С Ираном этот шантаж у них не получится. Либо они дезавуируют свое заявление, либо будет война — дезавуируют свое заявление на еще более худших условиях. Вопрос: будет полномасштабная военная операция с применением наземных войск либо превентивный удар? Может быть, американцы просто, чтобы успокоить израильтян, чтобы те не начинали военную операцию, максимум врубят экономические санкции, чтобы просто задушить иранскую экономику. Они могут это сделать. Санкции — это такая удавка: сначала кажется, что дышать хорошо и легко, а потом задыхаешься».

Париж уже предупредил Тегеран о возможности полного возобновления санкций. Причем заявление сделал не глава МИД Франции, а министр обороны Флоранс Парли. Несмотря на риторику, дальше санкционных действий дело вряд ли зайдет, считает эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин:

Константин Блохин эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН «Дональд Трамп и его окружение до маниакальности одержимы сменой режима в Иране. Болтон знаменит высказываниями по поводу чуть ли не превентивного удара. Но все же я не думаю, что американцы сегодня осмелятся на какие-то военные действия против Ирана. Трамп сам любит считать деньги, а война против Ирана обойдется в копеечку. Трамп — это не Джордж Буш — младший, которым можно было крутить-вертеть как угодно. У него есть собственная голова на плечах. Здесь, думаю, риторика может быть такая использована, но не более того».

У главы МИД Ирана на 8 мая запланированы переговоры в Москве с Сергеем Лавровым. Джавад Зариф обсудит с российским коллегой ядерную сделку и региональную тематику.

Источник: bfm.ru

Todoist