Минфин выпустил директиву о замене софта госкомпаний на отечественные аналоги к 2021 году. Доля российского ПО должна превысить 50%
Фото: depositphotos.com
«Может ли сейчас отечественный софт полностью заменить зарубежный? Не думаю. Хотя, конечно, предпринимаются определенные шаги для определения дедлайнов». Так на вопрос Business FM о возможности избавить госкомпании от заграничного софта ответил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Реестр Минкомсвязи уже сейчас заполнен разнообразными продуктами российского производства: от текстовых редакторов и менеджерских приложений до драйверов и баз данных. Даже российских операционных систем, в первую очередь на Linux, представлено более полусотни. Так почему не поменять все здесь и сейчас? Объясняет директор направления облачных сервисов «Битрикс 24» Александр Демидов:
Александр Демидов директор направления облачных сервисов «Битрикс 24» «Первые движения к тому, чтобы обязать госкомпанию перейти на отечественный софт, начались в 2015 году, процесс идет медленно. Сам факт наличия операционной системы и базы данных не означает того, что они автоматом стыкуются друг с другом. Получается, если идет движение к тому, что весь комплекс должен быть отечественным, то эта процедура долгая и трудоемкая, если какой-то софт не поддерживает ту или иную операционную систему, то он потребует значительных доработок и изменений».
Целевой показатель директивы правительства — более 50% отечественного ПО в российских госкомпаниях к 2021 году. Вызывает вопросы сама формулировка. Как оценить долю отечественного программного обеспечения? По числу программ нельзя, общие системы куда масштабнее приложений личного пользования. Можно установить на компьютерах каждого сотрудника госкомпании российскую видеоигру на десять гигабайт и рапортовать о выполнении трехлетки за полчаса. По стоимости тоже не совсем корректно, продолжает гендиректор российской компании-разработчика программного обеспечения Zecurion Алексей Раевский:
Алексей Раевский генеральный директор компании Zecurion «Программное обеспечение сложно измерить в единицах, это может быть игрушка, офисный пакет, программа для автоматизированного проектирования или база данных. Базу данных не корректно сравнивать с игрушкой. Купить одну серверную версию базы данных, может быть, даже лучше, нежели офисное ПО на все компьютеры. В денежном выражении тоже есть вопросы: российское ПО обычно стоит дешевле, чем импортное, здесь все будет не совсем все по-честному, наверное».
В Кремле заявляют, что замена иностранного ПО — вопрос кибербезопасности и киберсуверенности. По словам Дмитрия Пескова, «мы живем во время, когда в угоду политике могут отключаться или озвучиваться угрозы по отключению целых глобальных сервисов».
Стоит отметить, что хотя призывы к отключению России от системы платежей SWIFT звучали, блокировать россиянам Exel и Google никто не предлагал. К иностранному ПО все уже привыкли, переучивать сотни тысяч сотрудников госкомпаний сложно, а система оценки успехов пока крайне неопределенная.
Источник: