Иконных дел мастер

Живет в Грязях скромный человек с самой распространенной русской фамилией Иванов и нечасто ныне встречающимся былинным именем Илья. Увлечение у Ильи по нынешним временам тоже необычное. Он иконописец. Причем свои иконы он не выставляет в галереях и даже не продает. А просто дарит местным храмам.

Встретились мы с этим удивительным человеком в селе Средняя Лукавка Грязинского района, в церкви Космы и Дамиана. История храма типична для многих российских церквей. В 1854 году «тщанием прихожан» ее построили, а в 1937 году закрыли. Собирались разобрать на кирпичи. Но из этой затеи ничего не вышло: раствор держал намертво. Тогда с колокольни сорвали колокола, иконы выбросили на улицу, а сам храм отдали под склад удобрений. Сейчас идет восстановление церкви. В правом приделе уже установлен иконостас, ведутся службы. В иконостасе выделяются две иконы, вырезанные из дерева и выполненные в необычном стиле.

– В основном все, в том числе и я, пользуются рельефной резьбой, которая относится к так называемому глухому стилю. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. А для резьбы этих икон, на которых изображены Давид Псалмопевец и Иоанн Дамаскин, я использовал сквозной стиль. Выпиливал лобзиком. А потом обрамил иконы резными херувимами, цветами, виноградом. Поэтому они и смотрятся так необычно, – пояснил Илья.

Иконописью и резьбой по дереву Илья занялся в 27 лет.

– Я тогда только начинал воцерковляться. На одной из литургий меня словно что-то подтолкнуло повнимательнее приглядеться к иконам, – вспоминает Иванов. – Я задался вопросом: почему именно эти творения так одухотворены? Почему взгляд с икон, написанных по старинным канонам, проникает в самую душу?

И тогда Илья, с детства любивший рисовать, решил постичь тайну иконописи. Но, не имея опыта в этом деле, он начал с хотя и кропотливой, но вполне доступной техники вышивки бисером. Сюжет долго выбирать не пришлось – пророк Илия. Готовая икона, над которой он работал почти два года, просто светилась и просила красивое обрамление. Иванов вспомнил уроки отца и деда, которые были плотниками, и вырезал рамку с красивыми узорами. Получилось здорово.

Вторую икону Илья решил полностью сделать резной. Склеил доску, нарисовал и вырезал образ Николая Чудотворца. Тоже получилось красиво. Тогда и пришла мысль подарить ее Никольскому храму.

После этого Иванов еще три с половиной года постигал школу столярного мастерства в Задонском скиту. Технику тонкой работы по дереву осваивал, в основном, самостоятельно. Что-то перенял у мастеров-резчиков. Благодать и красота церковной службы, проникновенное духовное песнопение, девственная природа задонского леса и чистота святых ключевых источников вдохновляли его на создание все новых и новых произведений. Свое мастерство оттачивал, вырезая мебель для обители, кресты, киоты, посохи для монахинь и, конечно же, иконы, которые он отдавал в дар монастырю.

– Когда дарю иконы, меня охватывает такая светлая радость, – восклицает Иванов. – Ведь в них вложен не только труд, в них вся моя душа. Если бы вы знали, как это приятно – делать добро.

Илья хочет делиться не только своими произведениями, но и своим мастерством. Он ищет учеников, чтобы передать им накопленные знания и умения. А еще как настоящему художнику ему интересно учиться самому, постигать новые техники. Сейчас он осваивает резьбу по гипсу – барельеф. Сделал уже несколько объемных лепнин для интерьера по сюжетам истории Руси и отображающих природу родного края. Когда набьет руку, перейдет к иконам, которыми мастер собирается заниматься всю жизнь.

Сергей Литаврин, фото автора 

Источник: lipetskmedia.ru

Todoist