Новинки показали на ежегодной конференции Yet another Conference. Есть ли предел внедрению агрегатора во все сферы жизни?
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Функция «Умный дом», как пишут СМИ, будет работать с устройствами от разных компаний: Philips, Redmond, Rubetek, Samsung, Xiaomi. В линейке — умные лампочки, розетки и электроприборы. В магазинах все, чем управляет голосовой помощник, можно узнать по маркировке «Работает с Алисой».
«Алиса, ты здесь?» — «К вашим услугам! В любое время дня и ночи». «Алиса» не просто здесь, она уже везде. «Яндекс» дает своей знаменитой голосовой помощнице все больше функций и возможностей.
Обычный день «Яндекс»-фаната, который уже не за горами: просыпаешься в своем «умном доме», говоришь: «Алиса, доброе утро!» Включается свет в спальне, чайник на кухне и утренний плейлист на «Яндекс. Станции». Со смартфона заводишь двигатель в машине. Едешь на работу с помощью «Яндекс. Навигатора», по пути оплачиваешь топливо и парковку, которые встроены туда же. Возвращаешься домой, допустим, на «Яндекс. Такси», а по пути говоришь «Алисе» включить дома кондиционер. К твоему приезду еще и курьер «Яндекс. Еды» подойдет, принесет полуфабрикаты от «Яндекс. Шефа».
В итоге можно говорить о целой «Яндекс. Системе». Почти все работает через голосового помощника, в том числе через смартфон. И здесь кроются главные риски, говорит гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский.
Алексей Раевский гендиректор компании Zecurion «Интернет вещей — это известная вообще такая дырявая система, потому что, как правило, эти устройства плохо настроены и никогда не обновляются. И они никак не тестируются на уязвимости. Ну, я уж не говорю про то, что «Яндекс» будет иметь доступ ко всем данным. Совсем недавно же был случай со Сбербанком, когда звонили мошенники, представлялись сотрудниками Сбербанка, у них была информация, они знали имя, фамилию, паспортные данные, последние операции по счетам. «Яндекс», он, в общем-то, в принципе ничем не отличается. То есть дело даже не в том, как будет защищена информация, насколько надежно, а в том, насколько вообще внутренние сотрудники, инсайдеры будут иметь к этому доступ и смогут этой информацией воспользоваться в ущерб клиентам?»
Встроенный помощник включается голосом, поэтому микрофон работает всегда — устройство ожидает команды. Отсюда и главная угроза — прослушка и негласный сбор данных через умные колонки, смартфоны и прочие устройства с «Алисой».
Прецеденты уже были. В апреле Amazon уличили в прослушке пользователей через умную колонку Ehco. Эти устройства оснащены своим электронным помощником «Алексой». За одну смену штатные сотрудники Amazon якобы обрабатывали до тысячи аудиозаписей. Все для того, чтобы улучшить работу облачных сервисов, настроить алгоритмы поиска. Что мешает собирать данные и «Алисе», которая с каждым днем обрастает новыми возможностями? Можно не беспокоиться, корпорации и так уже знают о вас все, говорит основатель инженерного центра ТЕКНЕР Павел Биленко.
Павел Биленко основатель инженерного центра ТЕКНЕР «Два года назад привез Google Home, и у меня дети могут общаться на английском языке с искусственным интеллектом. В последний сейчас визит в Долину я привез Алексу. Алекса читает сказки, Алекса рассказывает о том, какая погода за окном, квизы проводит, интерактивные игры. Очень хорошо, что «Яндекс» делает так же. Вот голосовые помощники, установленные дома, они же постоянно слушают пользователя. Вы думаете, Google сейчас не известны персональные данные? Уже известны. Куда дальше? Пароли известны, паспортные, пользовательские соглашения вы все читаете, видите — корпорации будут известны эти данные, и вы с этим соглашаетесь. То есть по факту вы либо живете изолированно от Facebook, от Instagram, от Google, от других корпораций сегодня либо вы прозрачны. За всем не уследить. Информации собирают настолько много, что c'est la vie. Абсолютных инструментов защиты информационной безопасности не существует и вряд ли когда-то придумают».
Интернет вещей, «умные дома» и одна программа для «поесть, поспать и посмотреть» — это уже реальность. «Информационная безопасность» и «защита персональных данных» за новыми технологиями не успевают. Поэтому не стоит удивляться, когда будете заказывать котлеты через умную колонку, она уже будет знать о ваших вкусах.
Источник: