Почему-либо у неких с нас слово «воспитание» ассоциируется только с нравоучениями: туда не ходи, этого не делай, так поступать недозволено. Вона лишь эффект от такового воспитания маленький: у малыша может включиться режим «назло маме уши отморожу». Почему бы не испытать наиболее ненавязчивый способ воспитания — например, воспитание сказкой?
Воспитание сказкой — один с самых старых способов воспитания малышей. Через сказки наши праотцы передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, собственный актуальный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для малыша: на их опыте он обучался тому, как необходимо либо недозволено поступать. Таковой пример наиболее понятен ребенку, чем непоколебимое родительское «Недозволено!»
Но для того чтоб воспитание сказкой было действенным, недостаточно просто поведать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку необходимо подбирать зависимо от возраста малыша, особенностей его нрава. Скажем, до 2-ух лет воспитание сказкой {не имеет} смысла — в таком нежном возрасте малыша навряд ли заинтригует притча. К восприятию сказки малыша необходимо подводить равномерно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.
Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с Два до 3,Пятого лет отлично идут традиционные детские сказки, на которых подросло не одно поколение малышей: «Теремок», «Репка». Они неплохи тем, что действие в их построено без принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку…» Так ребенку {легче} ориентироваться в повествовании. Через некое время можно перейти к наиболее длинноватым и содержательным сказкам: «Красноватая Шапочка», «Три поросенка».
К слову, в этом возрасте ребенку нередко бывают наиболее понятны конкретно сказки о звериных. Мир взрослых кажется ребенку очень сложным, в нем много правил и ограничений. А также сюжеты сказок о звериных наиболее доступны его осознанию. В возрасте 2-Три лет идеальнее всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
В три года в лексиконе у малыша возникает слово «я», он начинает обдумывать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с основным героем сказки, так что подбирать необходимо те сказки, в каких есть герой, с которым ребенок имел возможность бы себя сравнивать. К слову, в этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, потому пол головного героя должен совпадать с полом малыша — в неприятном случае ребенок растеряет энтузиазм к притче, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Учтите, что основной герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания малыша 3-Пятого лет лучше подбирать сказки, в каких верно видно, кто неплохой, ба кто — нехороший, где темное, и где — белоснежное. Ребенок еще не может различать аспекты и полутона. Стоит избегать сказок в каких романтизируется стиль жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести с их если, что вы ждете, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно давать сказки литературные — книжки Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон… Да не достаточно ли добротных детских книжек! Ребенок уже не попросту отождествляет себя с главными героями, ба может проводить параллели меж их и своим поведением: «А также я бы на его месте сделал не по-людски…».
В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку осознать, что в мире нет полностью нехороших и полностью добротных людей: положительные герои смогут ошибаться, ба отрицательные — совершать отличные поступки (пусть и несознательно). Но не надо спешить с сиим шагом: пока ребенок верно не усвоит с наиболее обычных сказок, что такое «отлично» и что такое «плохо», он не сумеет различать аспекты.
Чтоб воспитание сказкой принесло свои плоды, необходимо не только лишь верно подобрать сказку, да и верно ее преподать: мало обсудить с ребенком сказку, чтоб он сумел осознать ее мораль. Лишь не навязывать ее ребенку, ба дозволить ему самому создать выводы. Неплохой прием — придумать вкупе с ребенком сказку, в какой он будет основным героем. И фантазию разовьете, и воспитательный эффект находится.
К слову, воспитание сказкой — не единственная сфера внедрения детских сказок. Детские психологи и психоаналитики интенсивно употребляют сказкотерапию для малышей для борьбы с разными психическими неуввязками.