Ей был 91 год. Смыслом ее жизни была защита прав человека, и она делала это страстно и ответственно. Своими воспоминаниями делятся те, кто знал и любил Людмилу Михайловну
Людмила Алексеева. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Старейшая российская правозащитница Людмила Алексеева скончалась в Москве в возрасте 91 года. Об этом сообщается на сайте Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Людмила Алексеева была членом Совета по правам человека, возглавляла Московскую Хельсинкскую группу. «Сказать, что нам будет ее не хватать, это ничего не сказать. Это страшная потеря для всего правозащитного движения России», — сказал глава СПЧ Михаил Федотов, чьи слова приводятся в сообщении.
Людмила Алексеева родилась в 1927 году в Евпатории. В годы Великой Отечественной войны окончила курсы медсестер, на фронт ее не взяли по возрасту.
В 1950-м закончила исторический факультет МГУ и преподавала историю, параллельно читала лекции в обкоме ВЛКСМ.
В 1952 году вступила в КПСС. В 1956 году окончила аспирантуру Московского экономико-статистического института. С этого же года квартира Алексеевой — место хранения и распространения самиздата и встреч интеллигенции.
С 1966-го участвует в выступлениях правозащитников против ареста и осуждения писателей Андрея Синявского и Юрия Даниэля, публиковавших свои книги за рубежом в обход советской цензуры.
Тогда же стала оказывать материальную помощь политзаключенным и их семьям.
В апреле 1968 года за участие в правозащитном движении была исключена из рядов КПСС и уволена с работы. В 1970 году Алексеева стала сотрудником Института научной информации по общественным наукам Академии наук СССР. В 1976-м вошла в новую правозащитную организацию — Московскую Хельсинкскую группу.
В 1974 году указом президиума Верховного совета СССР Алексеевой было объявлено предостережение за «систематическое изготовление и распространение антисоветских произведений». В 1977 года вынуждена была эмигрировать из СССР. Она переехала в США, печаталась в русскоязычной эмигрантской, а также в английской и американской прессе.
Прожив в США пять лет, Алексеева получила американское гражданство, но вернулась в Россию в 1993 году. В ноябре 1998 года возглавила Международную Хельсинкскую федерацию и занимала этот пост до ноября 2004 года.
19 октября 2002 года Алексеева была включена в состав Комиссии по правам человека при президенте России, позже Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В июне 2012 года она покинула президентский совет по правам человека в знак протеста против утвержденного администрацией президента нового порядка формирования этого органа.
Является автором более чем ста брошюр и статей о правах человека. О Людмиле Алексеевой вспоминает тележурналист, историк, член СПЧ Николай Сванидзе:
Николай Сванидзе тележурналист, историк «Трагическое событие — ушла из жизни Людмила Михайловна Алексеева. Это невосполнимая потеря не только для российского правозащитного движения, но и для самой страны, потому что она была человеком, который защищал людей, и сделала это смыслом своей жизни. Делала она это беззаветно, делала она это страстно и очень ответственно, и была, несомненно, просто правофланговой российского правозащитного движения. А для тех, кого она хорошо знала и любила и кто знал и любил ее, она была любимой бабушкой, и, конечно, это невосполнимая потеря».
Людмила Алексеева — это гордость России, говорит тележурналист Владимир Познер:
Владимир Познер советский и российский тележурналист, телеведущий «Людмила Алексеева — абсолютно выдающийся человек, она для России была своего рода даже маяком или примером поведения. Абсолютно отважная, бесстрашная и всегда отстаивающая правду. Это человек, которым страна должна гордиться. Я думаю, что было бы неплохо, если бы президент Путин обратился бы к мэру Москвы с предложением назвать какую-нибудь площадь, проспект или улицу Москвы ее именем, потому что она этого достойна. В самые тяжелые времена она была одной из очень немногих, которые не уступали и не отступали. Всегда ее ненавидели квасные псевдопатриоты, и она на это не обращала никакого внимания. Я знал, что, скорее всего, она уйдет из жизни в скором времени, я был с ней знаком, был недавно у нее дома, и было понятно, что она уже очень слаба. Но, несмотря на то, что я это предполагал, ощущение потери очень сильное, но и в то же время ощущение светлого человека, твердого, это гордость страны».
Людмила Алексеева — это эталон репутации, совести и веселого, гордого бесстрашия, говорит журналист, издатель и председатель редакционного совета «Новой газеты» Дмитрий Муратов:
Дмитрий Муратов журналист, издатель и председатель редакционного совета «Новой газеты» «Огромная потеря для всех. Для меня, как и для всех, и к тому же еще и личная. Это был очень веселый, с абсолютно проницательным, острым, ироничным умом человек. С ней я постоянно виделся, застолья у нее на Старом Арбате, пожалуй, были лучшими вечерами, которые проходили в современной Москве. Уровень ее друзей свидетельствует о том, что она формировала вокруг себя настоящую элиту. У Людмилы Михайловны всегда была одна цель — она хотела облегчить жизнь человеку: группе людей или какому-то конкретному человеку. И добивалась она этого своей удивительной репутацией. Людмила Михайловна Алексеева остается таким настоящим физическим эталоном репутации, совести и веселого, гордого бесстрашия».
Последние несколько недель Людмила Алексеева находилась в московской больнице № 15. «Врачи сделали все, чтобы обеспечить ей и хорошие условия лечения, и достойный уход, но, к сожалению, сердце не выдержало», — сказал глава СПЧ Михаил Федотов «Интерфаксу». По его словам, время и место прощания с Людмилой Алексеевой будет определено позднее.
Источник: