В понедельник, 18 марта, исполняется пять лет воссоединения Крыма с Россией. В этот день откроют Балаклавскую и Таврическую ТЭС, еще один крупный инфраструктурный проект на полуострове. Business FM поговорила с местными жителями
Фото: Reuters
Самой предсказуемой и главной проблемой стал отрыв Крыма от всех основных коммуникаций, которые связывали полуостров с «большой землей». Это электроэнергия, вода, дорожное сообщение и связь.
Первым встал энергетический вопрос. В 2015 году Украина перестала поставлять электроэнергию на полуостров. В кратчайшие сроки были проложены две нитки электрокабеля через Керченский пролив, общей мощностью 850 МВт. Но этого было недостаточно. Поэтому решено было построить теплоэлектростанции. Стоимость каждой из них составила около 20 млрд рублей. Суммарная мощность — 940 МВт. Таким образом, проблема снабжения полуострова электроэнергией полностью решена.
Вторая важная задача, которую необходимо было решить, — снабжение крымчан водой. Это тоже стало проблемой после перекрытия Украиной Северо-Крымского канала. По нему поступало около 1,5 млрд кубометров воды из Днепра.
Вопрос снабжения крымчан питьевой водой сейчас вроде решен. Однако сельское хозяйство по-прежнему полностью зависит от погодных условий, говорит крымский общественник Александр Талипов.
«На данный момент Крым в осенне-зимний период накопил достаточное количество воды для внутреннего потребления, и сейчас проблем в ее использовании нет. Что будет в курортный сезон, будет уже зависеть от тех погодных условий, которые сложатся, и потребления, которое будет. Конечно же, сельское хозяйство в данном вопросе зависит от поставок воды, и от наличия этой воды будет зависеть и урожайность. Но вот конкретных глобальных прорывов в решении проблемы с поставкой воды в Крым, кроме погодных, пока нет».
Из-за отсутствия днепровской воды в Крыму перестали выращивать рис, перейдя на бахчевые культуры. Власти говорят, что на экономике полуострова это не отразилось.
Впрочем, одна из главных статей доходов для большинства жителей Крыма — это туризм. В прошлом сезоне отдыхающих стало заметно больше. Сыграло свою роль открытие Крымского моста, он стал самым большим в Европе. На его строительство было потрачено 230 млрд рублей.
В итоге многие поехали отдыхать в Крым на машинах. Владельцы отелей и частный сектор неплохо заработали. Но вот рестораторы столкнулись с проблемой. У них клиентов было совсем не много, говорит Андрей Жужнев, еще недавно — владелец четырех ресторанов в Ялте.
«Этот год показал четко: да, мост вроде заработал, хорошо, удобно. По мосту ехали люди, ехали потоком, людей было много, очень много. Вы знаете, те, кто сдают квартиры, в этом году в самом шоколаде, потому что и гостиницы, и весь приватный сектор, в середине лета были забронированы, расселены, заселены. Вот и все. К сожалению, вся клиентура в этих квартирах и сидела, они не гуляют. У меня был хороший ресторан с музыкой, я его перепрофилировал в обычную совковую столовую. Это мне выгоднее на сегодняшний день, чем ресторан. Клиент к нам едет тот, кому важно, чтобы вода была, и где-то кинуть свои кости у воды, а как эти кости будут лежать, ему уже не важно».
Сервис в Крыму по-прежнему оставляет желать лучшего. Те, у кого есть деньги, предпочитают отдыхать в том же Сочи (если брать российские курорты, конечно). И тем не менее Крым в прошлом году посетили почти 7 миллионов человек — это на миллион больше по сравнению с последним «украинским» сезоном 2013 года.
Все это, разумеется, очень важно для крымчан, говорит директор мидийно-устричной фермы Сергей Кулик, но главное, по его словам, что нет того хаоса и неразберихи, которые сейчас на Украине.
«Сейчас явно видно, это касается и строительства дорог. У нас школы, сады открываются. Идет оснащение больниц. То есть это существенно и очень глобально. Я считаю, что за пять лет сделано очень немало. Я думаю, что в целом народ доволен, потому что, во-первых, войны нет. Если бы мы остались в составе Украины, были бы войны. Я считаю, что больше позитива, нежели негатива».
До конца года планируется закончить строительство железнодорожной части Крымского моста, а до конца 2020-го — главной автодороги Крыма, трассы «Таврида». Всего Федеральная целевая программа развития Крыма рассчитана до 2022 года. Общий объем финансирования из федерального бюджета оценивается в 878 млрд рублей.
Источник: