На выборах во втором туре победил Жаир Болсонару, придерживающийся ультраправых взглядов, а также известный своими скандальными заявлениями
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
В Бразилии во втором туре президентских выборов победил бывший армейский капитан Жаир Болсонару, придерживающийся ультраправых взглядов. Он известен своими скандальными заявлениями о бедных, женщинах, представителях секс- и нацменьшинств. Но главное, что ему принесло победу, это обещание покончить с коррупцией.
Болсонару считается горячим поклонником президента США Дональда Трампа. В ходе кампании он неоднократно признавался, что тот — его кумир. Трамп позвонил и поздравил его с победой одним из первых. Президент России Владимир Путин также поздравил Болсонару с победой на выборах и выразил уверенность в развитии российско-бразильских отношений. Чем еще интересна эта победа? Ситуацию комментирует Георгий Бовт.
Болсонару уже успели назвать «Трампом из тропиков», у него даже главный предвыборный лозунг похож на трамповский: «Сделаем Бразилию снова счастливой». При этом его лишь частично можно считать выразителем чаяний антиистеблишмента. На него сделали ставку достаточно широкие слои населения, разочарованные правлением коррумпированных левых политиков.
Коррупция стала настоящим бедствием страны, еще недавно хваставшейся высокими темпами роста ВВП, а теперь переживающей глубокую рецессию. Два года назад именно из-за обвинения в коррупции подверглась импичменту президент Дилма Русеф. Правивший до нее Лула да Силва осужден на 12 лет. Ее преемник Мишел Темер побороть коррупцию не смог и заканчивает президентство с рейтингом в 2%.
Тогда востребованным, как это часто бывает в истории, оказался правый радикал. Бразильцы настолько устали от правления левых, что многим понравились слова Болсонару, когда он восхвалял времена военной диктатуры. Именно тогда, с 1964 по 1985 годы, настаивает он, было «настоящее бразильское чудо» — индустриализация и высокие темпы роста.
Болсонару уже обещал, что у него в кабинете министров будут военные. За решимость покончить с «бардаком» многие готовы простить ему откровенно неполиткорректные высказывания: в частности, о том, что женщины должны получать меньше мужчин.
Резок он был и в адрес чернокожих. Такой праворадикальный популизм сильно роднит Болсонару с Трампом, отражая силу антиэлитарных настроений теперь и в Бразилии, где избиратели захотели избавиться от коррупционеров вместе с навязшей на зубах приторной политкорректной риторикой. Хотя, как и в Америке, многие на дух не переносят Трампа, так и теперь многие бразильцы с опасением ждут от будущего президента, что он развернет наступление на демократические свободы и права человека.
В ходе бразильской избирательной кампании сказался тот же феномен, что и на выборах в США, а ранее при голосовании о Brexit в Великобритании: социологи не смогли точно предсказать результат. Хотя многие ожидали победы Болсонару, ему сулили значительно меньший перевес голосов, особенно в первом туре.
Праворадикальные настроения в широких массах плохо улавливаются в ходе соцопросов. Кстати, как и Трамп в 2016 году, будущий бразильский президент акцент в своей кампании сделал на социальные сети.
В своей предвыборной программе Жаир Болсонару обещал разрешить свободное ношение оружия гражданами для борьбы с преступностью. Ведь по числу убийств страна — одна из лидеров в мире. Будет понижен до 16 лет возраст уголовной ответственности. Захват частной собственности будет приравнен к терроризму.
Болсонару обещает масштабную приватизацию, создание параллельной государственной частной, то есть накопительной пенсионной системы, сокращение бюрократического аппарата. В школьные программы он обещает добавить часов на изучение португальского и точных наук. Он также обещает сохранить жесткое законодательство в области абортов, разрешающее их только в крайних случаях. Во внешней политике Болсонару призывает ориентироваться на «великие демократии», которыми он считает США, Италию и Израиль.
С Россией Бразилию объединяет организация БРИКС, которая лишь планирует пока развернуть масштабные торгово-экономические и интеграционные проекты, притом что политический диалог до недавних пор шел весьма успешно. Хотя сейчас на этот диалог может повлиять легко прогнозируемое ослабление присущей прежним левым режимам антиамериканской риторики со стороны нового президента.
В прошлом году экспорт бразильских товаров в Россию составил лишь 1,4% от общего объема, около 2,4 млрд долларов США. В основном это сельскохозяйственная продукция, преимущественно мясо и мясопродукты. Экспорт российских товаров в Бразилию составляет от общего объема совсем скромные 0,71%, около 1,9 млрд долларов США: это удобрения, нефть, уголь и металлы.
Зато у нас с Бразилией безвизовый режим. Так что туда в этом плане легче попасть, чем в США, и посмотреть, как «Трамп из тропиков» будет выполнять свою праворадикальную программу в стране, которую до него почти уже разворовали.
Источник: