Кроме классической педагогики существует большущее количество экспериментальных педагогических систем. Кои-то их угадали несостоятельными и потерпели провал, только некие употребляются и на данный момент (правда, в несколько видоизмененном виде). Одна самых удачных и узнаваемых других педагогических систем — это система Монтессори.
Мария Монтессори — всемирно узнаваемый итальянский преподаватель, ученый и мыслитель. О ее наградах гласит хотя бы то, что в 1988 году ЮНЕСКО признало ее одним 4 преподавателей, которые обусловили метод педагогического мышления в 20 веке, вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко. Система Монтессори, разработанная ей в самом конце 19 века, стала одним самых фаворитных способов ранешнего развития деток в Западной Европе.
Система Монтессори базирована на принципе «Помоги мне создать самому». Мария была уверена, что ребенок должен обучаться всему сам, только задачка преподавателя — обеспечить ему для этого более удобные условия. Во главу угла Монтессори ставила особенность малыша, его самоценность. Вдоль ее воззрению детки должны обучаться свободно, без наружного вмешательства, принуждения и критики. Для обучения принципиальна не наружная мотивация, только внутренняя — естественная удовлетворенность от узнавания новейшего.
Чтоб сделать рациональные условия для гармонического саморазвития малыша, нужна специально приготовленная дидактическая среда. Система Монтессори употребляет комнаты для уроков, разбитые на несколько зон, любая зона служит для определенных целей. Практическая зона (зона настоящей жизни) создана для обучения простым бытовым способностям (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.п.). Главный метод обучения — обоюдное подражание. В зоне сенсорного развития ребенок знакомится со качествами предметов (размер, форма, цвет, материал, плотность). В зоне двигательной активности детки делают упражнения на координацию движений. Зависимо от программки определенной школы, в какой употребляется система Монтессори, могут являться добавлены доп зоны: языковая, математическая, географическая, зона музыки, искусства, танцев и пр.
В каждой зоне есть собственный {набор} дидактического материала. Ребенок свободен сам выбирать тот материал, который ему больше по нраву, максимум, что в состоянии сделать воспитатель — это один раз показать ребенку, как им воспользоваться. Во время уроков ребенок может свободно передвигаться объединение классу и заниматься тем, что ему нравится больше всего. Может показаться, что во время таковых уроков в группе стоит шум и царствует хаос, но это поменьше. Система Монтессори учит деток уважать интересы остальных, помогает им осознать, что их личная свобода завершается там, где начинается свобода инного человека.
Так что, выходит, что система Монтессори фактически не оставляет места для преподавателя? Это поменьше. Просто роль преподавателя в система Монтессори особенная — но от этого не наименее принципиальная, чем его роль в классической педагогике. Основная задачка преподавателя — приготовить детям лучшую среду для уроков, демонстрировать им, как верно работать с дидактическими материалами и нейтрализовать наружные причины, мешающие детям заниматься.
Преподаватель не вмешивается в процесс обучения, не критикует малыша, не принуждает заниматься, не контролирует исполнение заданий. Система Монтессори призывает не трогать малыша, пока тот сам не попросит о этом. Но при всем этом преподаватель должен постоянно быть настороже и очень стремительно реагировать на просьбы малыша о помощи. Также ему необходимо повсевременно смотреть за фуррорами воспитанников а при надобности ненавязчиво давать им наиболее сложные задания.
Система Монтессори имеет как плюсы, так и минусы. Начнем, пожалуй, с плюсов. Эта методика помогает ребенку стать самостоятельным, научиться узнавать себя и мир вокруг, ориентироваться в прекрасной жизни без помощи взрослых, уважать окружающих. Развитие малыша идет очень естественным для него методом. Но при этом система Монтессори делает упор на развитии левого полушария (аналитических возможностей, моторики), только творческие функции правого полушария практически не затрагиваются. В школах Монтессори не употребляются ролевые игры, книжки, рисование. Далее обучения объединение таковой системе ребенку тяжело будет приспособиться к условиям современной школы.
Потому система Монтессори изредка употребляется в собственном традиционном виде. Но при опытном сочетании принципов педагогики Монтессори с иными системами воспитания можно достигнуть впечатляющих результатов.