Считается, что стресс возникает у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» неуввязками. Но стресс может показаться даже у малышей. Лишние перегрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От что же у малыша стресс?
Найти наличие стресса у малыша можно ровно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса быть может частая и резкая смена настроений малыша, любые психосоматические расстройства (общая слабость, стремительная утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).
Стресс у малыша в разном возрасте быть может вызван различными причинами и проявляться вдовольразному. Так, у грудных малышей и у малышей до 2-ух лет стресс быть может вызван заболеванием, разлукой с близкими, пусть даже краткосрочной. Также детки весьма остро реагируют на переживания родителей и имеют все шансы «заразиться» их стрессом.
Симптомами стресса имеют все шансы выступать: завышенная раздражительность, резкие конфигурации аппетита прямо до отказа от еды, нарушения сна. Посодействовать ребенку совладать со стрессовой ситуацией имеют все шансы разные игры, в особенности прятки. Прятки учат малыша веровать в то, что, невзирая на временное отсутствие, мать либо папа постоянно ворачиваются.
В возрасте от два до пятого лет необходимость разлуки с близкими, к примеру, при посещении детского сада, перемены в обычном укладе жизни, посещение доктора либо парикмахерской – эти причины также имеют все шансы вызвать стресс.
Проявляется стресс у малышей этого возраста сверхизбыточными ужасами, злостью, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, завышенной «слезливостью». Также у малыша может показаться т.н. поведенческая регрессия – возвращение к наиболее ранешным стадиям развития. К примеру, ребенок начинает просить соску либо мочиться в кровать, сосет палец.
Ребенку еще тяжело выразить свои чувства и переживания словами, потому родителям, чтоб узнать причину происходящего, принципиально прислушаться к дискуссиям, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную себе ситуацию, что такое? в дискуссиях с игрушками он наиболее откровенен, чем с родителями.
Отлично помогает избавиться от стресса резвое, механическое рисование колоритными красками, возможность вволю покричать. Нужно ограничивать время просмотра ребенком телека – принципиально, чтоб ребенок хотя бы пару часиков в денек проводил за тихими размеренными играми, за книжкой.
С началом посещения ребенком школы начинаются новейшие перегрузки, к ребенку предъявляются новейшие требования. В данный период детки весьма уязвимы для стресса. Высочайшие (время от времени даже очень) ожидания родителей и большущее желание малыша соответствовать сиим ожиданиям, конфликты с одноклассниками либо учителями – все это может привести к стрессу.
Распознать стресс в этом возрасте можно ровно по не поддающимся объяснению болям и расстройствам без видимых обстоятельств, ровно по нежеланию малыша посещать школу либо разговаривать с иными детками. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут являться признаки стресса.
Как узнать причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино либо на прогулку – вдалеке от домашней (может быть, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. При помощи ролевых игр, рисования можно «выиграть» стрессовую ситуацию. В игре либо на рисунке ребенок может представить, вроде бы он повел себя в том либо ином случае.
Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже фактически сформировавшаяся взрослая личность. Логично, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, отношениями с окружающими…
Признаки стресса у ребенка также фактически не различаются от «взрослых». Ребенок может ощущать себя непомерно одиноким, неуверенным внутри себя, у него теряется желание разговаривать с людьми. Он становится чрезвычайно раздражительным, запальчивым, настроение резко изменяется от приподнятого до глубочайшей депрессии, возникает не поддающееся объяснению беспокойство, назойливые деяния.
Как посодействовать ребенку совладать со стрессом? Принципиально «разговорить» малыша. Если же он не желает сам поведать о собственных дилеммах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на любые посторонние темы, щекотливо переведя беседу в необходимое русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что вышло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.
Не стоит гласить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты должен быть мощным» принуждают малыша ощущать себя без вины виновным. Предки должны отдать ребенку возможность осознать, что они его обожают невзирая ни на что. Помощь лучше давать ненавязчиво, подчеркивая, что по мере необходимости предки постоянно рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.