Перефразируя известную поговорку — плох тот сотрудник, который не грезит стать управляющим. Но должность шефа — это не только лишь кожаное кресло и высочайшая заработная плата. Всем свежеиспеченным руководителям приходится столкнуться с таковым понятием, как управленческая ответственность.
Любому руководителю приходится повсевременно принимать решения. За принятые решения и за последствия этих решений он, непременно, несет ответственность. При этом чем больше возможностей у управляющего — тем больше его управленческая ответственность. Если же ответственность меньше возможностей — возможен административный произвол. Если же возможности меньше ответственности — управленческая деятельность быть может парализована.
Как найти размер возможностей управляющего? Он определяется теми ресурсами, которые управляющий имеет право употреблять, не согласовывая это с вышестоящими инстанциями, также количеством подчиненных, которые должны следовать его решениям (прямо либо косвенно). Управленческая ответственность тем больше, чем больше масштабы возможностей у управляющего. Это может зависеть от размеров организации, динамики бизнеса и заморочек, решаемых управляющим (как они сложны, важны и многообразны).
Управленческая ответственность связана сначала с принятием управленческих решений. Как принять более действенное управленческое решение? Чтоб облегчить жизнь для себя и подчиненным, при принятии управленческого решения стоит прислушаться к таковым советам:
- принимая управленческое решение, принимайте во внимание все причины — применяйте системный подход;
- выработайте {набор} обычных решений: большая часть ситуаций вписывается в их рамки;
- формируйте достаточную информационную базу, но помните, что лишняя информация может помешать;
- ускоряйте и автоматизируйте реализацию ваших управленческих решений;
- предоставьте подчиненным разумную свободу выбора;
- учитывайте последствия реализации решения;
- соизмеряйте уровень собственных возможностей и уровень ответственности за принятое решение (о этом говорилось выше);
- применяйте творческий подход;
- принимайте решения вовремя;
- привлекайте к принятию решения тех, кого оно касается;
Ну и самое основное правило принятия управленческого решения — это все та же управленческая ответственность. Даже если же решение было принято коллегиально, ответственность все равно лежит на руководителе. Как досадно бы это не звучало, но управленческая ответственность нередко игнорируется. При принятии текущих решений руководители упускают виду перспективу, что в конечном счете плохо сказывается на бизнесе.
Как создать так, чтоб управленческая ответственность соответствовала полномочиям и управление персоналом производилось более отлично? Научитесь откомандировать возможности. Естественно, управленческая ответственность при делегировании возможностей не перекладывается на подчиненных. Оно просто увеличивает эффективность принятия решений.
Есть две главные стратегии распределения возможностей — централизация и децентрализация. При централизации возможностей управленческая ответственность сосредоточена на высших уровнях управления. При всем этом управление стратегически ориентировано, решения принимают компетентные люди, разбирающиеся в общей ситуации, когда управленческие функции не дублируются. Но при таком распределении возможностей информация длительно передается объединение иерархической лестнице, часто при всем этом искажаясь. Нередко высшие чины не при делах определенных ситуаций. Централизованный процесс управления нередко негибок.
При децентрализации управления управленческая ответственность лежит на нижних уровнях управления. Таковая стратегия делает управление гибким и маневренным. Центр не перегружается неуввязками второстепенной значимости, информационные потоки сокращаются, когда управленческая ответственность лежит на сотрудниках, которые отлично разбираются в определенной ситуации. Но в этом случае управление ориентировано не стратегически, когда тактически, регулирование управления затрудняется, что может привести к пренебрежению интересами организации в общем, сепаратизму и разрушению организации.
Как любые крайности, обе эти стратегии распределения возможностей управленческой ответственности в чистом виде неэффективны. Управляющий должен верно соединять их, искусно распределяя и делегируя возможности. Возможности делегируются сверху вниз. Возможностей всякого определенного сотрудника обязано хватать ровно на то, чтоб он был способным решать поставленные перед ними задачки. Возможности служащих, которые ведут взаимодействие при принятии того либо другого решения, должны быть сбалансированы. Любой сотрудник должен знать, от кого он получает возможности, кому — передает; перед кем он отвечает за принятое решение, и кто отвечает перед ним.
Управленческая ответственность — неотъемлемый атрибут хоть какого управляющего, и «отвертеться» от нее нереально. Поручение возможностей не устраняет шефа от управленческой ответственности, когда лишь помогает соблюдать баланс меж управленческой ответственностью и уровнем возможностей. Ежели вы не {готовы} принять на себя управленческую ответственность — вы не {готовы} и стать начальником.