Цифровое правосудие становится реальным в интернет-торговле

Министерство юстиции РФ предлагает создать альтернативную систему урегулирования споров между интернет-магазинами и покупателями в онлайн-режиме. В настоящий момент в Российской Федерации не существует правового регулирования отношений процедур онлайн-урегулирования споров (ОУС). При этом Роспотребнадзор отмечает ежегодный рост жалоб на интернет-магазины с 3,4 тыс. в 2012 году, до 8,7 тыс. в 2016. В основном жалуются на порядок возврата товара, срыв сроков доставки и отказ продавца идти на уступки.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» поступил на рассмотрение Общественного совета при Минюсте РФ, членом которого является адвокат, главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» Рубен Маркарьян.

«Эксперты рынка отмечают, что уровень клиентской удовлетворенности россиян при решении споров с зарубежными площадками составляет 92%, а с российскими – только 42%. Зарубежные компании отказывают клиентам в возврате продукции крайне редко, так как стараются соблюдать законодательство тех стран, с которыми работают. Из-за этого доверие российских покупателей к отечественным интернет-магазинам невысоко. Поэтому перевод медиации в онлайн-торговле «в цифру» может снизить нагрузку на суды, и стать первым шагом к цифровому арбитражу и в целом к цифровому правосудию», — отметил Рубен Маркарьян, комментируя законопроект.

Документ прописывает добровольность системы ОУС и её бесплатный порядок для потребителя. Обязательной она может быть, только если досудебный порядок установлен договором с потребителем. При этом потенциально круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен. Законопроектом  сформулированы базовые требования, важнейшими из которых являются законность и добросовестность сторон спора, беспристрастность независимых посредников в случае их привлечения. Прописаны также максимальные сроки предъявления требований покупателями и многое другое (подробнее с законопроектом можно ознакомиться тут).

Ряд участников рынка электронной коммерции, такие как Ассоциация компаний интернет-торговли и «Яндекс.Маркет» разработали собственные системы ОУС. Но в целом это не обеспечивает защиту прав потребителей в полной мере. Разработчик учитывает признание значимости альтернативных процедур урегулирования споров на международном уровне и предлагает воплотить идею ОУС в динамично развивающейся сфере электронной коммерции для укрепления доверия потребителей к онлайн-покупкам и онлайн-услугам, а также к использованию альтернативных механизмов разрешения споров, которое способно снизить нагрузку на российские суды.
 

Источник: kitchenremont.ru

Todoist