Почти десять лет назад на VII Всероссийском съезде судий президент Владимир Путин обратил внимание на то, что граждане не могут добиться исполнения решений судов. Каждое второе судебное решение не исполняется, при том, что иногда решения суда приходится ждать многие месяцы и годы. Но и после этого де-факто получается, что у гражданина на руках исполнительный лист, но восстановления нарушенных прав не происходит.
Президент назвал ряд ключевых источников такой ситуации: кадровая политика, которая недостаточно ориентирована на профессиональную подготовку, не говоря уже о морально-нравственной составляющей сотрудников ФССП, коррупция в рядах сотрудников Службы, а также существенная нагрузка на судебного пристава. По данным на октябрь 2019 г. в территориальных органах ФССП уже находилось более 72 млн исполнительных производств, а с начала года возбуждено еще 40,5 млн дел. Получается, что на одного пристава приходится порядка 3,6 тыс. дел. Поэтому судебный пристав не может должным образом проработать каждый исполнительный лист, который у него находится.
Выход из этой ситуации видится в создании института частных приставов, которые, сосредоточившись на исполнении решений в отношении исключительно юридических лиц, смогут разгрузить ФССП. Законопроект «О частных судебных исполнителях» подготовлен Торгово-промышленной палатой России и сейчас обсуждается на различных площадках. Понимая, что вопрос оплаты может стать одним из самых острых для граждан, в проекте закона предусмотрено, что гражданин при обращении к судебному приставу платить не будет. Судебный пристав, получив от него исполнительный лист, возбуждает исполнительное производство, так же, как это делается в ФССП, и взыскивает с должника установленную сумму, а также дополнительные 7% от неё в качестве своего вознаграждения. При заключении договора между потерпевшим и негосударственным судебным исполнителем, такой порядок будет оговариваться и фиксироваться.
Во многих странах мира институт частных приставов существует и весьма успешно. В Казахстане, например, после введения частных приставов динамика исполнения судебных решений резко повысилась. Но и у нас есть и адвокаты и частные нотариусы и даже третейские судьи, частные охранники, частные детективы, и их работа в целом показывает эффективность негосударственной формы данных сфер деятельности.
Параллельно с обсуждением вопроса введения системы негосударственных судебных исполнителей, ведется законодательная работа по укреплению и совершенствованию деятельности ФССП. В частности, в конце сентября Госдумой принят Закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации». С 1 января 2020 года Федеральная служба судебных приставов станет полноценной силовой структурой. Фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесет потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера. С помощью изменения финансовых механизмов поощрения сотрудников ФССП в соответствии с новым статусом, а равно и усиления требований к ним, будет укреплен кадровый состав.
Надо понимать, что полномочия ФССП не ограничиваются исполнением судебных решений, она проводит соответствующие проверки в рамках административного производства, проводит дознание в рамках уголовного преследования, она обеспечивает охрану всей судебной системы: Конституционного суда, Верховного суда, Арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Ошибки, промахи и даже правонарушения имеются, и никто этого не отрицает, но эти вопросы не являются закрытыми, они обсуждаются и на основании учета мнений, высказанных в ходе общественной дискуссии, система работы корректируется, в том числе законодательными мерами.
Такой мерой поддержки и разгрузки ФССП может стать создание института частных приставов, куда могут пойти работать, выйдя на пенсию, опытные сотрудники ФССП, помогая гражданам восстанавливать их нарушенные права.
Источник: