Предложение сказать спасибо бизнесу от Чубайса вызвало бурное обсуждение. Глава «Роснано» посетовал, что российское общество не благодарит предпринимателей за то, что они сделали
Георгий Бовт. Фото: Георгий Щербак/ТАСС
Глава «Роснано» Анатолий Чубайс, выступая на Общероссийском гражданском форуме, посетовал на то, что российское общество не благодарит бизнес за то, что он сделал. Как сказал Чубайс, бизнесмены перезапустили предприятия, вернули людям зарплату, наполнили бюджет деньгами, а также нашли источники для поддержки культуры, науки и образования. По словам главы «Роснано», «это все сделали те, кого общество называет олигархами».
Слова Чубайса спровоцировали весьма бурное обсуждение. О чем говорит эта дискуссия?
Прежде всего, спасибо надо сказать самому Анатолию Борисовичу. Умеет он, надо признать, всколыхнуть широкие народные массы, задев их за живое, где самое живое — это по-прежнему патернализм, социально-экономический инфантилизм — тут он прав, на мой взгляд — и вообще преимущественно левые настроения. Его фраза про «спасибо» бизнесу, вырванная из контекста его речи, вызвала, как обычно, бешеную реакцию — и не только потому, что это именно он, прозванный «всероссийским аллергеном», сказал.
Вызвала еще и потому, что сегодня, спустя более чем четверть века с начала существования в стране как бы рыночной экономики, половина или больше россиян, в зависимости от опросов, считают экономику, основанную на государственном планировании и распределении, более правильной, чем рыночную. Доля твердых сторонников рыночных отношений, основанных на частной собственности, колеблется от четверти до трети. Она никогда не была выше.
По данным ВЦИОМ, почти 70% россиян не хотят иметь свой бизнес, при этом число желающих стать предпринимателями за десять лет сократилось еще на 10%. На деле таких не желающих все 90%, потому что свой бизнес в стране имеют жалкие 7%.
Государственная пропаганда так долго упражнялась в проклятиях тем самым 90-м, во время которых были созданы основы современной российской экономики и потребительского рынка, что мы по-прежнему имеем общество, где большинство обывателей смотрят на «коммерсантов» как на хапуг, спекулянтов и воров. Где даже молодежь почти повально не хочет ничего предпринимать и создавать свое дело, а хочет идти на госслужбу, а еще лучше — в силовики, чтобы, как не скрывают этого многие, «доить» еще оставшийся частный бизнес. Тем самым как бы борясь за «социальную справедливость» примерно в том ее понимании, каковое проповедовал известный герой булгаковского романа по фамилии Шариков.
Частный бизнес по-прежнему во многом ассоциируется с олигархами, которым Чубайс тоже предлагал бы сказать спасибо, но которые, дай волю народной стихии, могут в лучшем для них случае удостоиться лишь того, что их оставят в живых, реквизировав все нажитое, как говорится, непосильным трудом. Да, история приватизации в 90-х была, мягко говоря, далеко от норм социальной справедливости в «левом» ее понимании. А в какой стране она вообще была справедливой?
Однако помимо того, что крупные предприниматели сумели действительно сохранить и во многом даже преумножить советский промышленный потенциал, было куда больше историй успеха создания бизнеса с нуля, без всякого такого разворовывания советского наследия. За счет предприимчивости, упорства и талантов того ничтожного меньшинства, которые первыми поняли, что милостей от государства им не дождаться, а надо зарабатывать самим и создавать рабочие места.
Впрочем, вы не увидите позитивных репортажей про этих «передовиков капиталистического труда» на телеканалах, даже бизнесовых, ибо это сочтут незаконной рекламой. Их не пригласят, хотя бы даже через раз или через два с фигуристами, борцами и легкоатлетами в Кремль и не наградят никаким орденами и медалями.
Понятие «капитанов индустрии», если только это не представители почти монополизировавших всю экономику страны госкорпораций, как повод гордиться их вкладом в экономику страны, является по-прежнему табуированным на телевидении и в других СМИ. Пропаганда прямо или косвенно в основном продолжает работать на поддержание иждивенческой, по сути, прокоммунистической психологии. Потом разные деятели удивляются, куда же из этой страны утекают деньги и предприимчивые талантливые люди, которых все никак не перестанет рожать наша истощенная социальными экспериментами земля.
А утекают они туда, где им как раз готовы не только дать возможность честно заработать предпринимательством, не посадив при этом на шею десять нахлебников из бюрократов и людей в погонах, но и сказать «спасибо».
Источник: