За смерть четверых пешеходов для водителя автобуса запросили пять лет

Защита просила оправдать Виктора Тихонова, настаивая на том, что причиной громкого ДТП рядом со станцией метро «Славянский бульвар» стала техническая неисправность

Игорь Тихонов. Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»

В Дорогомиловском суде Москвы прошли прения сторон по делу Виктора Тихонова — водителя автобуса, под колесами которого 25 декабря 2017 года в переходе у метро «Славянский бульвар» погибли четыре человека и еще десять пострадали. Гособвинитель счел доказанной вину подсудимого в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ) и потребовал приговорить подсудимого к пяти годам заключения в колонии–поселении. Защита, в свою очередь, настаивала на вынесении Тихонову оправдательного приговора.

Прения сторон по резонансному делу должны были пройти еще в пятницу, 14 декабря, когда завершилось судебное следствие. Однако 58-летний фигурант заявил, что плохо себя чувствует и попросил время, чтоб подготовить свое выступление. В итоге заседание отложили до 17 декабря.

Выступая в прениях сторон, представитель прокуратуры сказал, что вина подсудимого подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей и результатами экспертиз. Он напомнил фабулу уголовного дела. Из нее следовало, что водитель автобуса Виктор Тихонов, подменяя своего коллегу на смене, 25 декабря 2017 года перепутал педаль тормоза и газа. В результате автобус с пассажирами в салоне разогнался до скорости «не менее 23 километров в час» и въехал в подземный переход у станции метро «Славянский бульвар», подмяв под себя людей. В результате ДТП четыре человека погибли, еще двое получили тяжкие телесные повреждения, не менее восьми человек — другие травмы.

«Тихонов не использовал работоспособные рабочий и стояночный тормоза, иные имевшиеся в его распоряжении технические возможности торможения, в том числе вспомогательную тормозную систему, не выключил замок зажигания и не задействовал аварийный выключатель», — заявил прокурор. Поскольку ст. 264 УК относится к преступлениям, совершенным по неосторожности, он запросил для подсудимого пять лит лишения свободы в колонии-поселении.

Стоит отметить, что из всех многочисленных представителей потерпевших, на прениях присутствовал адвокат Евгений Райков, представлявший интересы Геннадия Михайлова, который потерял в ДТП дочь Елену. Он назвал подсудимого убийцей и попросил назначить ему самое суровое наказание.

Однако с ним был категорически не согласен защитник Тихонова Равиль Саберов. По его мнению, в ходе судебного процесса вина его подзащитного доказана не была, и он должен быть оправдан. По словам адвоката, авария случилась из-за технической неисправности автобуса, а Тихонова просто сделали «стрелочником».

По словам Саберова, его подзащитный, опытный шофер с огромным стажем, не мог перепутать педали тормоза и газа. Защитник полагает, что автобус «взбесился» из-за неконтролируемого увеличения оборотов дизельного двигателя. Это часто происходит, если во впускной тракт двигателя в большом количестве попадает моторное масло. В этом случае тормоз просто не удерживает автобус, сказал он.

Защите не дали проверить эту версию, отказав в назначении повторной судебной автотехнической экспертизы. «Эксперты из Санкт-Петербурга и Москвы в суде заявили: чтобы определить наличие масла в двигателе, необходима его частичная разборка. Однако это сделано не было», — указал Саберов. По его мнению, расследование дела было предвзятым, а судебный процесс проходил с нарушением права на защиты.

Адвокат напомнил, что ходатайствовал об исключении из числа доказательств, как самого автобуса, так и протокола его осмотра и следственного эксперимента. Саберов отметил, что перед изъятием с места ДТП автобус не был опечатан, не были закрыты его окна и двери. Следователь же провел осмотр автобуса с существенными нарушениями норм Уголовно-процессуального кодекса: к осмотру привлекли сотрудников Одинцовского ПАТП, его главного инженера и работников Ликинского автобусного завода. Все эти люди были заинтересованы в том, чтобы в автобусе не нашли технические неисправности.

Саберов просил о проведении следственного эксперимента по делу, чтобы идентифицировать звуки в кабине водителя, но в этом также отказали. Адвокат настаивает, что шофер стучал по педалям тормоза, чтобы остановить автобус. По его словам, в пользу версии Тихонова о технической неисправности в суде высказался и водитель другого автобуса, которого Тихонов должен был пропустить на остановке. На следствии его не допрашивали. «Он стоял сзади и видел, как мигали тормозные сигналы, а из выхлопной трубы автобуса шел сизый дым. Так происходит, когда моторное масло попадает в двигатель», — указал адвокат.

Он просил оправдать своего подзащитного за отсутствием в его действиях состава преступления. Сам Виктор Тихонов, который почти год находится под домашним арестом, в последнем слове заявил, что ни в чем не виноват.

По словам шофера, с его опытом вождения он просто не мог давить на педаль акселератора больше семи секунд и при этом ездить по тротуару. В таком случае, по мнению подсудимого, его следовало судить за умышленное убийство, а не преступление по неосторожности. «Я не виновен, прошу меня оправдать», — обратился он к судье. Приговор судья Галина Таланина обещала огласить 19 декабря.

К рассмотрению резонансного дела суд приступил 19 июля 2018 года. Спустя два месяца дело от судьи Антона Толстого было передано судье Галина Таланиной и в сентябре начало слушаться. В его рамках потерпевшие предъявили иски на сумму более 40 млн рублей. Ответчиками по ним выступают как Виктор Тихонов, так и владелец транспортного средства — Одинцовский автобусный парк и его головная организации ГУП МО «Мострансавто».

Источник: bfm.ru

Todoist