Защита просила оправдать Виктора Тихонова, настаивая на том, что причиной громкого ДТП рядом со станцией метро «Славянский бульвар» стала техническая неисправность
Игорь Тихонов. Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»
В Дорогомиловском суде Москвы прошли прения сторон по делу Виктора Тихонова — водителя автобуса, под колесами которого 25 декабря 2017 года в переходе у метро «Славянский бульвар» погибли четыре человека и еще десять пострадали. Гособвинитель счел доказанной вину подсудимого в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ) и потребовал приговорить подсудимого к пяти годам заключения в колонии–поселении. Защита, в свою очередь, настаивала на вынесении Тихонову оправдательного приговора.
Прения сторон по резонансному делу должны были пройти еще в пятницу, 14 декабря, когда завершилось судебное следствие. Однако 58-летний фигурант заявил, что плохо себя чувствует и попросил время, чтоб подготовить свое выступление. В итоге заседание отложили до 17 декабря.
Выступая в прениях сторон, представитель прокуратуры сказал, что вина подсудимого подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей и результатами экспертиз. Он напомнил фабулу уголовного дела. Из нее следовало, что водитель автобуса Виктор Тихонов, подменяя своего коллегу на смене, 25 декабря 2017 года перепутал педаль тормоза и газа. В результате автобус с пассажирами в салоне разогнался до скорости «не менее 23 километров в час» и въехал в подземный переход у станции метро «Славянский бульвар», подмяв под себя людей. В результате ДТП четыре человека погибли, еще двое получили тяжкие телесные повреждения, не менее восьми человек — другие травмы.
«Тихонов не использовал работоспособные рабочий и стояночный тормоза, иные имевшиеся в его распоряжении технические возможности торможения, в том числе вспомогательную тормозную систему, не выключил замок зажигания и не задействовал аварийный выключатель», — заявил прокурор. Поскольку ст. 264 УК относится к преступлениям, совершенным по неосторожности, он запросил для подсудимого пять лит лишения свободы в колонии-поселении.
Стоит отметить, что из всех многочисленных представителей потерпевших, на прениях присутствовал адвокат Евгений Райков, представлявший интересы Геннадия Михайлова, который потерял в ДТП дочь Елену. Он назвал подсудимого убийцей и попросил назначить ему самое суровое наказание.
Однако с ним был категорически не согласен защитник Тихонова Равиль Саберов. По его мнению, в ходе судебного процесса вина его подзащитного доказана не была, и он должен быть оправдан. По словам адвоката, авария случилась из-за технической неисправности автобуса, а Тихонова просто сделали «стрелочником».
По словам Саберова, его подзащитный, опытный шофер с огромным стажем, не мог перепутать педали тормоза и газа. Защитник полагает, что автобус «взбесился» из-за неконтролируемого увеличения оборотов дизельного двигателя. Это часто происходит, если во впускной тракт двигателя в большом количестве попадает моторное масло. В этом случае тормоз просто не удерживает автобус, сказал он.
Защите не дали проверить эту версию, отказав в назначении повторной судебной автотехнической экспертизы. «Эксперты из Санкт-Петербурга и Москвы в суде заявили: чтобы определить наличие масла в двигателе, необходима его частичная разборка. Однако это сделано не было», — указал Саберов. По его мнению, расследование дела было предвзятым, а судебный процесс проходил с нарушением права на защиты.
Адвокат напомнил, что ходатайствовал об исключении из числа доказательств, как самого автобуса, так и протокола его осмотра и следственного эксперимента. Саберов отметил, что перед изъятием с места ДТП автобус не был опечатан, не были закрыты его окна и двери. Следователь же провел осмотр автобуса с существенными нарушениями норм Уголовно-процессуального кодекса: к осмотру привлекли сотрудников Одинцовского ПАТП, его главного инженера и работников Ликинского автобусного завода. Все эти люди были заинтересованы в том, чтобы в автобусе не нашли технические неисправности.
Саберов просил о проведении следственного эксперимента по делу, чтобы идентифицировать звуки в кабине водителя, но в этом также отказали. Адвокат настаивает, что шофер стучал по педалям тормоза, чтобы остановить автобус. По его словам, в пользу версии Тихонова о технической неисправности в суде высказался и водитель другого автобуса, которого Тихонов должен был пропустить на остановке. На следствии его не допрашивали. «Он стоял сзади и видел, как мигали тормозные сигналы, а из выхлопной трубы автобуса шел сизый дым. Так происходит, когда моторное масло попадает в двигатель», — указал адвокат.
Он просил оправдать своего подзащитного за отсутствием в его действиях состава преступления. Сам Виктор Тихонов, который почти год находится под домашним арестом, в последнем слове заявил, что ни в чем не виноват.
По словам шофера, с его опытом вождения он просто не мог давить на педаль акселератора больше семи секунд и при этом ездить по тротуару. В таком случае, по мнению подсудимого, его следовало судить за умышленное убийство, а не преступление по неосторожности. «Я не виновен, прошу меня оправдать», — обратился он к судье. Приговор судья Галина Таланина обещала огласить 19 декабря.
К рассмотрению резонансного дела суд приступил 19 июля 2018 года. Спустя два месяца дело от судьи Антона Толстого было передано судье Галина Таланиной и в сентябре начало слушаться. В его рамках потерпевшие предъявили иски на сумму более 40 млн рублей. Ответчиками по ним выступают как Виктор Тихонов, так и владелец транспортного средства — Одинцовский автобусный парк и его головная организации ГУП МО «Мострансавто».
Источник: