Группа генетиков предлагает поставить манипуляции с человеческими генами под международный контроль. С чем это связано?
Фото: depositphotos.com
В ноябре прошлого года китайский ученый Хэ Цзянькуй сделал сенсационное заявление. Ему удалось впервые в истории создать девочек-близнецов Лулу и Нану, которые из-за генетической модификации невосприимчивы к вирусу иммунодефицита человека. Теперь в престижном журнале Nature появился призыв с такими манипуляциями не торопиться. Но прогресс не остановишь, считает заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики Сергей Киселев.
Сергей Киселев заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики «Призывают, скорее всего, бизнесмены от науки. Китай начал использовать эти технологии гораздо раньше. Им как бы не нравится этот гандикап, они хотят остановить его по всему миру, не исключено, в тайне разрабатывая свои технологии. Любые моратории — только вред. Это останавливает развитие, а вот продуманные законы нужны уже были давно в отношении этого дела».
Создавая генно-модифицированных близняшек, китайский ученый использовал генетические ножницы под названием CRISPR. Примечательно, что генетики, подписавшие призыв к мораторию (Эммануэль Шарпантье и Фэн Чжан), являются их авторами. Они говорят, что существующие технологии редактирования генома грешат неточностью. Заведующая отделом молекулярных основ генетики человека Института молекулярной генетики РАН Светлана Лимборская согласна, что исследования еще рано применять на практике.
Светлана Лимборская заведующая отделом молекулярных основ генетики человека Института молекулярной генетики РАН «Исследование по редактированию генома — важное направление, но пока оно должно идти в рамках фундаментальных разработок и не переноситься в область лечения. Очень много нерешенных вопросов, над которыми наука должна сейчас очень активно работать, чтобы понять все недостатки и достоинства каждого из методов».
В июле 2018 года Наффилдский совет по биоэтике (вероятно, самая авторитетная организация в области биологической и медицинской этики) заявила, что изменения в ДНК человеческого эмбриона можно оправдать, если их внесение преследует интересы ребенка. Несмотря на огромный прогресс, риски очень велики, считает руководитель лаборатории структуры и функций генов человека Института биоорганической химии Евгений Свердлов.
Евгений Свердлов руководитель лаборатории структуры и функций генов человека Института биоорганической химии «Биология — штука очень сложная. Хотя всюду пишут, что ученые открыли то, ученые открыли это. Ученые на самом деле не понимают, как работает организм. Геном — это не целый организм. Организм — чрезвычайно сложная система. Все сложные системы характеризуются непредсказуемыми откликами на вмешательство».
Авторы призыва подчеркивают, что уменьшение риска возникновения одних заболеваний часто увеличивает риск развития других. Например, внедрение гена SLC39A8 снижает риск развития гипертонии и болезни Паркинсона, но повышает риск развития шизофрении, болезни Крона и ожирения.
В том, что реализовал Хэ Цзянькуй, присутствует схожая проблема. Ученый инактивировал ген CCR5, кодирующий рецептор, который ВИЧ использует для проникновения в клетки, что сделало его пациентов потенциально резистентными к этому заболеванию. Однако отсутствие этого гена значительно повышает риск осложнений и смерти от некоторых других вирусных инфекций, например вируса лихорадки Западного Нила и даже самого простого гриппа.
Источник: