Россияне выбирают, именами каких исторических деятелей назвать аэропорты. Как относиться к подобным конкурсам и почему можно сказать, что они учат демократии?
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
В России продолжается конкурс «Великие имена России». На первом этапе было предложено 400 имен исторических личностей, чтобы назвать в их честь аэропорты в российских городах. Организатор конкурса — Общественная палата, с предложениями в своих городах выступили общественные организации, СМИ и простые граждане. Сейчас сформирован шорт-лист из трех-четырех имен на каждый из 45 аэропортов страны. Окончательные итоги будут подведены 5 декабря.
Министр культуры России Владимир Мединский во время визита в Омск сделал неосторожное заявление по поводу лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова, в честь которого некоторые местные жители хотели назвать аэропорт: мол, нельзя называть в честь живых. Когда его поправили, напомнив, что Летов умер, Мединский сказал, что его слова вырвали из контекста. Как можно относиться к этому конкурсу? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
Если говорить об Омске, экспертный совет конкурса оставил в шорт-листе лишь три имени — Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева, авиаконструктора Андрея Туполева и актера Михаила Ульянова. Летова там уже нет. Для некоторых аэропортов оставлено не три, а четыре имени на выбор из числа тех, что набрали наибольшее число голосов в двух первых турах. К примеру, для московского «Домодедово» это Георгий Жуков, Михаил Кутузов, Михаил Ломоносов и Евгений Примаков. Георгий Жуков остался и в Екатеринбурге, а вот Борис Ельцин в шорт-лист не вошел. Впрочем, он нигде не вошел.
Разброс имен, надо признать, получается большой и весьма достойный. В нем, надо отдать должное вкусам россиян, практически нет политиков ХХ века: политическая слава и признание мимолетны, а аэропорт — на десятилетия. Много исторических деятелей, есть цари, полководцы. Непривычно много для подобных народных опросов ученых и, разумеется, людей, имевших отношение к авиации и космосу. Проголосовать можно с помощью SMS и на сайте великиеимена.рф.
Можно, конечно, сказать, что этот конкурс не очень репрезентативен: проголосовавших в общей сложности все же не миллионы, а лишь тысячи. С другой стороны, на местные выборы ходит тоже не много людей, однако такое активное меньшинство избирает вполне конкретных депутатов. Так что этот конкурс вполне можно считать проявлением той самой прямой демократии. Тем более что шорт-лист политически выглядит совершенно стерильным: в нем нет имен, которые могли бы вызвать какие-то уж чрезмерно ожесточенные споры и отторжение у значительной части обывателей того или иного города. Хотя, разумеется, после того, как результаты конкурса будут объявлены, непременно найдутся недовольные.
С другой стороны, это все же не губернатор, который может кому-то не нравиться и по поводу которого может возникнуть протест в связи с подозрениями в фальсификации. К тому же по поводу голосования за названия аэропортов всегда можно возразить: надо было самим проявить активность и проголосовать, как вам нравится, а не махать руками после драки.
С третьей стороны, при виде некоторых предложений создается странное ощущение несоответствия величия имен и, мягко говоря, невеличия соответствующего аэропорта. На мой личный вкус, к примеру, Петр Великий несколько «великоват» для скромного аэропорта Воронежа. С другой стороны, именно этот город, как ни крути, колыбель русского флота, который начал создаваться при Петре. Так что, почему бы и нет.
Многие путешествующие за границу уже привыкли, что с именами великих людей ассоциируются известные крупные зарубежные хабы: в Нью-Йорке — аэропорт имени Джона Кеннеди, в Вашингтоне — Рональда Рейгана, в Париже — Шарля де Голля. А вот к римскому аэропорту имя Леонардо да Винчи, кажется, еще не вполне прижилось — его чаще называют «Фьюмичино».
В России уже есть несколько аэропортов, которые носят имена исторических деятелей: к примеру, атамана Платова в Ростове-на-Дону, Гагарина — в Оренбурге, историка Карамзина — в Ульяновске. В Барнауле таким образом увековечили имя космонавта Германа Титова. Так что дело это во всех смыслах хорошее. Во-первых, это укрепляет историческую память, во-вторых, учит демократии.
Помните бородатый анекдот про тренировки по прыжкам в воду в бассейн без воды? Мол, если будем себя хорошо вести, то и воду нальют. Так и тут: потренируемся на аэропортах — потом можно переходить к такой же прямой демократии и голосованию по SMS на выборах депутатов, губернаторов, а там, глядишь, и до президента дойдет. Кстати, явка на такие выборы будет не в пример выше нынешней на выборах всех уровней, а на президентских так и до 100% дойдет. Главное, чтобы экспертные советы не исказили волю народа.
Источник: