Гражданских моряков, воевавших в Сирии, отказались признать ветеранами. Экипаж спасательного буксира «Алтай» провел на войне два месяца и в том числе обеспечивал маневренность и боевую устойчивость крейсера «Адмирал Кузнецов»
Фото: Kemal Aslan/Reuters
Гражданских моряков, воевавших в Сирии, наградили медалями, выдали удостоверения ветеранов, но признать таковыми отказались, сообщает «Коммерсантъ».
Экипаж спасательного буксира «Алтай» вместе с военными выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря. Он обеспечивал маневренность и боевую устойчивость авиакрейсера «Адмирал Кузнецов», в том числе во время работы палубной боевой авиации. Об этом свидетельствуют многочисленные военные документы, в том числе приказы министра обороны и командира войсковой части, директивы Генерального штаба и судовой журнал.
Гражданские моряки провели на войне два месяца и отправились на родину после крушения двух истребителей, в результате чего «Адмирал Кузнецов» ушел в Россию на долгосрочный ремонт.
В России, несмотря на медали «Участнику военной операции в Сирии» и ветеранские удостоверения, экипаж «Алтая» отказались признать полноценными ветеранами. В качестве льгот им предложили лишь преимущественное обеспечение путевками в санатории, первоочередное право на приобретение садовых участков и установку квартирного телефона, а также использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
Хотя статус ветерана боевых действий дает помимо вышеперечисленного льготы по пенсионному обеспечению и налоговому обложению, при оплате жилья и услуг ЖКХ, медицинскому обслуживанию и прочие преференции, моряки подали в суд на объединенное стратегическое командование Северного флота, отказавшееся признать их полноценными ветеранами.
Североморский районный суд решил, что сам факт пребывания в САР не является основанием для признания участниками боевых действий. Доказательств же непосредственного участия в боях, получения ранений, увечий, контузий и так далее моряками не представлено. Право на статус и льготы, как отмечено в судебном решении, имеют лишь лица, подтвердившие личное участие в боевых действиях, а не обеспечение этих действий.
Жалобу на решение суда первой инстанции Мурманский областной суд отклонил еще на этапе предварительных слушаний. Экономить на гражданских, побывавших на войне, — давняя практика силовиков, отмечает военный обозреватель, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц.
— Далеко не все военные, которые считаются ветеранами боевых действий, лично принимали участие в боевых действиях. Риски, если мы говорим о риске для жизни, для тех, кто был на этом буксире, может быть, были гораздо выше, чем риски человека, который сидит где-нибудь на базе в Хмеймиме и планирует воздушные атаки или занимается радиоперехватом. Это очень старая история, которая тянется с советских времен. У военной бюрократии всегда есть желание сэкономить. Аналогичная история с теми, кто участвовал в разных операциях Советской армии, например в Анголе или Афганистане, все точно так же. Студенты, которые были призваны переводчиками из ИСАА (Институт стран Азии и Африки. — Business FM) в Афганистан, не считаются участниками боевых действий, хотя многие из них переводили нашим военным советникам буквально на поле боя в Афганистане. Это никого не волнует. Вот такое жлобское желание сэкономить. Родина всегда тебя накажет за твой подвиг, шутили в мои времена.
— А пытались как-то оспаривать?
— Да ну, огромное количество раз пытались это сделать, это непробиваемо.
Недавно СМИ стали также известны истории об отказах российского Минобороны в выплате пенсий по утрате кормильца родным погибших в Сирии военных, в том числе известных летчиков, посмертно награжденных званием Героя России.
Судиться с военным ведомством пришлось и родным погибших в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 года. На том борту в числе других летела Доктор Лиза — Елизавета Глинка. Родственники жертв заявляют, что перевозчик — государственная авиакомпания «223-й летный ряд» Минобороны — выплатил им по 2 млн рублей за погибшего и 23 тысячи за утрату багажа вместо положенных 250 тысяч долларов.
Источник: