Швейцарский суд объявил Mars One банкротом в середине января, но известно об этом стало сейчас. Проект Баса Лансдорпа был основан в 2012 году
Бас Лансдорп. Фото: Николай Галкин/ТАСС
Название Mars One прозвучало на весь мир в 2012 году, когда стартап Mars One Ventures и его некоммерческая половина Mars One Foundation объявили о наборе волонтеров для колонизации Марса. На призыв откликнулись более 200 тысяч человек, в том числе и я, всерьез не задумываясь об отъезде с Земли. План звучал впечатляюще: 2016 год — спутник-разведчик, 2022 год — высадка ровера, 2024-й — доставка грузов, 2025-й — посадка на Марс первопроходцев. В итоге ничего не произошло, рассказывает обозреватель Engadget Майкл Моррис:
«Компания занималась отбором будущих поселенцев из числа волонтеров и снимала документальные фильмы о каждом из победителей. Идея была в том, чтобы продать права на трансляцию миссии телекорпорациям и обеспечить финансирование проекта. Правда, в последние годы об этом было слышно немного. Прошлым летом стало известно, что компании удалось привлечь некие инвестиции, чтобы продолжить поиск кандидатов. Сообщалось о планах собрать финалистов в пустыне для симуляции высадки на Марс и отработки навыков, но неясно, произошло ли это. Даже если не рассуждать о реалистичности высадки на Марс в формате реалити-шоу, весь проект опирался на сомнительную с научной точки зрения базу. Ранее исследователи MIT выявили целый ряд дыр в планах компании. По мнению ученых, у человечества пока попросту нет необходимых технологий».
Правда, пока проект Баса Лансдорпа продолжает подавать признаки жизни. Как рассказал порталу N+1 один из полуфиналистов отбора Mars One, около недели назад участники получили от компании регулярную рассылку без каких-либо упоминаний о банкротстве. Активен и аккаунт проекта в Twitter: одна из последних публикаций посвящена выращиванию марсианского винограда.
Сам Лансдорп сообщил Engadget, что некоммерческая часть проекта Mars One Foundation все еще работает, однако не сможет действовать без инвестиций. Других комментариев предприниматель пока не давал, но судя по тону его осеннего интервью телеканалу eNCA, он уже тогда готовился оправдывать провал проекта:
«Это считалось невозможным — колонизация Марса. Но я решил попытаться. Я верю, что у Mars One есть реальный шанс сделать то, что мы планируем. Но есть и реальный шанс, что у нас не получится по какой-то причине. Считаю, что мы уже чего-то достигли. Мы распространили идею постоянного поселения на Марсе, мы сделали ее предметом обсуждения, предметом дебатов. Даже Базз Олдрин, второй человек на Луне, выступал перед Конгрессом США и доказывал, что NASA стоит работать над постоянным поселением. После этого он пригласил меня на ланч в Лондоне и сказал, что именно благодаря Mars One он решил отстаивать эту позицию. Он всегда думал, что все сочтут его безумцем, если он предложит полет на Марс в один конец. Но раз 200 тысяч человек зарегистрировались в качестве кандидатов в поселенцы, значит, это не безумие».
Общий объем пожертвований, собранных стартапом Лансдорпа в 2016 году, составил почти 1 млн долларов. Сумма привлеченных инвестиций неизвестна. Теперь, когда Mars One обанкротился, одна надежда на Илона Маска — у него хотя бы деньги есть. Ну, и на Дмитрия Рогозина. Глава «Роскосмоса» еще в 2014 году, будучи вице-премьером, назвал колонизацию Луны и Марса «стратегическими задачами» России.
Источник: