Хазратхон Додохонов, единственный оставшийся в живых участник перестрелки в здании Мособлсуда, не признал вину в попытке побега. Какой смысл имеющему пожизненный срок отрицать вину?
Хазратхон Додохонов. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Мособлсуд 27 декабря приступил к рассмотрению уголовного дела одного из участников «банды GTA» Хазратхона Додохонова. Перед судом он предстал уже второй раз, теперь за попытку побега. Четверо его соучастников погибли во время перестрелки с ОМОНом в здании суда летом 2017 года. Вину подсудимый не признал и сообщил, что после случившегося забыл русский язык.
С участниками процесса 31-летний гражданин Таджикистана общался с помощью переводчика. Когда устанавливали его личность, он сообщил, что имеет неполное высшее образование. Когда-то на родине он учился в технологическом институте по специальности «Вычислительная техника», он женат и имеет двух детей «пяти или шести лет». До задержания Додохонов занимался строительством в Тверской области.
Поскольку нанять адвоката по соглашению подсудимый был не в состоянии, его ему назначил суд. Однако фигурант принялся неожиданно протестовать против защитницы. «У вас что, соглашение с другим адвокатом, в чем проблема?» — удивился судья Денис Ворхликов. Но оказалось, что Додохонов не против нового адвоката, а опасается, что ему вернут защитницу, с которой он в составе пяти оставшихся членов «банды GTA» получил пожизненный срок 9 августа этого года. За убийства 17 человек и покушение на убийство еще пятерых они были осуждены на длительные сроки, причем четверо из пяти подсудимых сели на всю жизнь.
Потеря памяти
Однако выяснить позицию подсудимого удалось не с первого раза. «Додохонов, вы меня слышите? Если да, то хотя бы повернитесь ко мне, чтобы я знал», — пытался найти с ним контакт судья. «Как же он работал в Твери?» — недоумевал он.
В ответ тот огорошил присутствующих заявлением, что забыл русский язык, после того как его ранили при попытке побега. «После ранения все произошло, а до этого понимал…», — сказал Додохонов.
Согласно озвученному прокурором обвинительному заключению, с 11 января 2014 года Додохонов содержался под стражей. Он был одним из девяти подсудимых по уголовному делу так называемой банды GTA, которое с 28 июня 2016 года слушалось в Мособлсуде. «Заключенные неоднократно конвоировались в здание Мособлсуда, расположенное на 66-м километре МКАД Красногорского района Московской области, поэтому Додохонов был осведомлен о порядке конвоирования и количестве сотрудников конвоя», — сказал гособвинитель.
Он сообщил, что 1 августа 2017 года Хазратхон Додохонов и его четверо подельников — Ходик Субханов, Фазлитдин Хасанов, Мирзомавлон Мирзошарипов и Абдумуким Мамадчонов — решили совершить дерзкий побег. При этом Хасанов заранее приготовил для нападения самодельный колющий предмет в виде фрагмента шариковой ручки с Т-образной рукояткой. В соответствии с разработанным планом заключенные должны были напасть на конвоиров в кабине лифта и похитить у них табельное оружие. Удобный момент настал примерно в 13:00, после объявления перерыва в заседании, которое проходило в зале № 412 на четвертом этаже.
Пятерых подсудимых, скованных одной цепью, завели в кабину лифта. Их охраняли лишь два человека, причем одним из конвоиров была женщина. «Возможность подсудимых пользоваться одной рукой создала благоприятную возможность для нападения», — сказал гособвинитель. Примерно в 13:05 фигуранты набросились на конвоиров Елизавету Лукьянову и Михаила Фартушьяна, отняв у них табельное оружие — пистолеты Макарова с двумя магазинами патронов. Они сильно избили стражей порядка и стали душить их руками и цепью. Однако от перегрузок лифт автоматически заблокировался, а его двери открылись этажом ниже.
Бойцы Росгвардии оказались более меткими
К тому моменту Субханов уже успел забрать пистолет с патронами у Фартушьяна, а Мирзошарипов — у Лукьяновой. Мамадчонов вооружился отобранной у конвоиров резиновой дубинкой. Позже электромеханика запустилась, и лифт открыл двери на третьем этаже, ведущем в зал № 312. Но преступникам не повезло: там проходил другой громкий процесс — по делу банды Лесникова. Был объявлен перерыв, и сотрудники Сергиево-Посадского ОМОНа охраняли одного из фигурантов — сити-менеджера Миасса (Челябинская область) Виктора Ардабьевского.
Завязалась перестрелка, бандитам удалось ранить одного бойца Росгвардии в плечо, но четверо полицейских оказались более меткими и застрелили всех пятерых членов банды. Трое из них скончались на месте, один — в больнице. Додохонов выжил. Хотя у него и не было оружия, вел он себя весьма дерзко. Оказавшись на третьем этаже и наткнувшись на омоновца Ананичева, он ударил его головой и пытался отобрать у него пистолет.
Действия Додохонова следствие трактовало как побег из-под стражи группой лиц по предварительному сговору, хищение огнестрельного оружия и боеприпасов и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ч. 2 ст. 35, ст. 313, ч. 4 ст. 226 и ч. 2 ст. 35 ст. 317 УК РФ).
Когда прозвучало обвинение, подсудимый заявил, что оно ему понятно, но вину ни по одному пункту он не признает. На предложение кратко высказать свое отношение к обвинению Додохонов ответил, что «во время следствия следователю досконально сообщил все в свою защиту». «Сейчас не помню. Если можно, прочитайте», — предложил он судье. Но тот решил отложить оглашение протокола допроса подсудимого на потом.
Какой смысл отрицать вину фигуранту, уже имеющему пожизненный срок, Business FM объяснил управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» адвокат Федор Трусов. Он уверен, что Додохонов все же надеется когда-то выйти на волю:
Федор Трусов адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Пожизненный срок пожизненному сроку рознь. Конечно, Додохонову не все равно. Повторная судимость лишит его права на условно-досрочное освобождение, которое он при пожизненном заключении получит через 25 лет. Если его оправдают, остается хоть какая-то малейшая надежда увидеть солнце не через решетку. Что касается его заявления о том, что он невиновен, то мертвые с погоста не ходят. Конечно, он будет теперь валить все на своих подельников, вплоть до того, что его заставили. Он будет делать это только для того, чтобы попытаться получить хоть маловероятную, но возможность выйти на свободу, если его не осудят за побег».
Процесс продолжится 16 января. Не исключено, что в этот день будут допрошены потерпевшие — конвоиры Елизавета Лукьянова и Михаил Фартушьян.
Источник: