«Война и мир», «Ирония судьбы» и салат оливье: что еще объединяет россиян?

ВЦИОМ провел инициативный опрос в преддверии Дня народного единства. Каждый пятый россиянин считает, что символом, объединяющим страну, является гимн России

Фото: Максим Романов/ТАСС

Россияне выбрали объединяющие их символы. В преддверии Дня народного единства 4 ноября Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос граждан на эту тему.

По результатам исследования символами объединения страны являются День Победы в Великой Отечественной войне (63%), присоединение Крыма в марте 2014 года (12%), роман Льва Толстого «Война и мир» (11%), фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (9%) и салат оливье (51%).

Главной песней каждый пятый назвал гимн России (20%). На второй и третьей строчках — композиции «День Победы» (8%) и «Катюша» (7%). Объединяющей книгой россияне считают четырехтомник Льва Толстого «Война и мир». Произведения Пушкина почему-то назвали только 4% респондентов, еще реже назывался шолоховский «Тихий Дон» (3%).

Среди литературных персонажей, характеризующих образ российского человека, были названы Обломов из одноименного романа Ивана Гончарова (4%), Андрей Болконский из «Войны и мира», Иван-Дурак, Илья Муромец — по 2%. Как только дошло до литературы, респонденты заметно терялись, рассказывает руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов:

— Литературные произведения называют мало. Мы были убеждены, что люди лучше знают литературные произведения, ориентируется на них. Оказалось, это не так. Подзабыли школьный курс литературы, не читают современную литературу, поэтому здесь мало примеров. Это неприятная неожиданность. День Победы из года в год становится все более заметным и важным праздником. 63% опрошенных — это очень высокая цифра.

— Можно ли считать гастрономические предпочтения объединяющим фактором?

— Конечно, все условно, мы увидели, что обыденные вещи имеют высокий потенциал объединять людей. Салат оливье назвали более половины опрошенных. Почему бы нет? Кино сегодня любят и смотрят. Но опять же, когда мы спонтанно спрашиваем, то вспоминают, прежде всего, советские фильмы. Конечно, интересное современное российское кино тоже должно быть.

Если следовать результатам опроса, очевидно, что опрошенные руководствовались тем, что они из года в год видят по телевизору. Это мнение, сформированное медиа, считает доцент Школы культурологии ВШЭ Виталий Куренной:

Виталий Куренной доцент Школы культурологии ВШЭ «В этом отражается телевизионная повестка дня. Мы видим такое событие, как присоединения Крыма, любой историк скажет, что это рановато. Тем не менее его присутствие в медиа является главным. Характерно по фильмам. «Ирония судьбы» постоянно крутится на Новый год. Опросы фиксируют медийную повестку. Например, в значительной степени меняется киноповестка, это естественные изменения. Главное блюдо — это определенный центральный семейный ритуал. Главный праздник — Новый год, поэтому, естественно, выбирается оливье.

Интересно, что одним из символов нашей страны 9% опрошенных назвали народ. Остальные предложенные варианты патриотизм, флаг и герб набрали меньше голосов.

Источник: bfm.ru

Todoist