Владелица Yum-Yum Мария Пронтеева: «Мы не будем всю жизнь заниматься только общепитом»

Марии Пронтеевой было 24 года, когда она вместе с мужем Олегом открыла службу доставки еды Yum-Yum. Сейчас они с супругом — владельцы заведений «Алоха», «Чердак» и одной из крупнейших служб доставки в Якутске. 

Мария — из молодого поколения бизнесменов, которые добились всего сами — без помощи обеспеченных родственников или покровителей. Если ее имя еще не на слуху у якутян, то о созданной ею службе доставки Yum-Yum знают все, кто хоть раз пробовал заказать роллы. 

В интервью News.Ykt.Ru Мария рассказала о том, как они с мужем переехали из Питера в Якутск, чтобы открыть бизнес, с какими сложностями им пришлось столкнуться и как они оправились после краха банка «Таатта», в котором были их рабочие счета. 

Как вы пришли в бизнес? И кто вас поддерживал в самом начале?

— Некоторые думают, что мои родители — предприниматели. Ходили такие слухи. Но среди близких родственников нет никого, кто бы занимался бизнесом. И мама с отцом, и тети с дядями — госслужащие. 

И вы тоже планировали построить карьеру на госслужбе?

— После школы я хотела пойти на госслужбу или стать судьей. Поступила на юриста в вуз в Питере. В институте познакомилась с Олегом, он учился курсом младше. Он тоже был студентом-юристом, причем сам обеспечивал себя с 17 лет. По вечерам работал сушистом в ресторанах. 

После учебы решили вместе вернуться в Якутск?

— Изначально мы планировали остаться в Питере. Оба нашли работу. Я устроилась юристом, получала еще второе высшее по антикризисному управлению. Думала: если захочу стать руководителем, обязательно нужно будет управленческое образование. 

Компания, в которой я работала, была большой: у нее было десять учредителей и столько же директоров. Ездила с руководителями на встречи и собрания. Тогда же начала общаться с успешными деловыми людьми. Решила, что хочу жить и путешествовать так же, как они. Все работники как-то побаивались их, а мне, наоборот, было легко с ними. Смотря на них, я думала: почему моим пределом должна быть зарплата начальника отдела? Хотелось чего-то большего, и тогда я предложила мужу: «Давай откроем свой бизнес». 

С чего вы начали?

— В Питере мы попытались продавать нарезанные фрукты в коробочках. Придумали название — Fruit Box. В то время такие снеки были очень популярны в Европе. А Питер к этому еще не был готов. Мы не нашли точки сбыта: стучались во все двери, но кинотеатры и другие заведения отказывались. 

После этого муж начал заниматься доставкой овощей в рестораны. Но в то время ввели санкции: ввозить овощи стало сложнее, и этот бизнес пришлось закрыть. 

И после этого вы решились на переезд?

— Мы приняли это решение не сразу. В 2011 году я приезжала к родителям в Якутск во время отпуска. И увидела, что здесь нет вкусных суши и служб доставки. Тогда в городе были только два японских ресторана — «Фудзияма» и «Сейша».  

Я вернулась в Питер и сказала мужу: «Давай переедем в Якутск и сделаем службу доставки. Это легче, чем открыть сразу кафе или ресторан». Олег поддержал идею. Мы тут же начали закупать оборудование, придумали название Yum-Yum и логотип, разработали меню. Уже через месяц, в октябре, мы приехали в Якутск и стали искать помещение. Мне и тогда очень нравилось составлять списки дел. В самом начале мы с мужем распределяли все задачи между собой.

Не было страха, что ничего не получится? Особенно с учетом того, что ваша служба доставки была одной из первых в городе. 

— Вначале знакомые говорили мне: «Кто будет заказывать роллы на дом? Они ведь такие дорогие. Для Якутска это не подходит». Родители, конечно, верили, что у нас получится.

Я отвечала всем: «Как не будут заказывать? Если роллы будут вкусными, то будут и заказы». Мы начали работать 9 ноября. В первый день было 15 заказов. Заказывали в основном друзья и коллеги наших родителей. 

Вы сразу наняли сотрудников или в первое время занимались всем сами?

— Взяли двух человек — диспетчера и курьера. Сушистом был муж, поваром — брат. И довольно быстро служба стала популярной, с каждым месяцем заказов становилось больше. Когда мы перестали справляться, наняли еще сотрудников.

Что больше помогло раскрутиться — реклама или сарафанное радио?

— В первое время очень помогли сарафанное радио и посты в соцсетях. Сейчас мы проводим маркетинговые исследования, и большинство людей говорят, что сделали заказ у нас по совету друзей. 

Как удалось накопить на начальный капитал? И сколько примерно вам потребовалось?

— Сумма была не такой уж большой, но мне бы не хотелось раскрывать цифры. Когда мы переехали в Якутск, я устроилась юристом в строительную компанию. Понемногу копили средства на открытие бизнеса. Еще мама помогла взять кредит: оформили на ее имя, а выплачивали, конечно, сами. 

Со временем наша служба стала популярной. Мы арендовали помещение побольше, потом нашли другое — с еще большей площадью, затем сделали точку самовывоза. За несколько лет накопили капитал, достаточный для того, чтобы открыть ресторан. У меня все это время в мыслях был ресторан в стиле лаунж — наподобие «Будды». Думала, сможем открыть свое заведение только через десять лет, а на деле вышло, что через три года — в 2014-м. Через полтора года нам пришлось закрыть «Будду» из-за закона о запрете продажи алкоголя в жилых домах. 

После закрытия «Будды» мы открыли «Алоху» в 2015 году и перевели туда всех сотрудников. Мы с мужем обожаем море, пляжные бары, поэтому решили создать ресторан в гавайском стиле. А в 2017 году появился «Чердак» на улице Петра Алексеева. Нам хотелось сделать уютный лофт-бар, где можно потанцевать и хорошо провести время с друзьями. И вы наверняка слышали, что одновременно с нашим баром открылся второй «Чердак». 

Официанты в «Чердаке».

Часто бывает путаница?

— Случается, что люди иногда путают. Мы с мужем смеемся, что у нас проблемы с названиями заведений. Все произносят Yum-Yum как «Юм-Юм», хотя на самом деле это «Ям-Ям», наш «Чердак» путают с другим, а «Алоху» иногда называют «Олонхо». В этом году мы хотим возродить наш ресторан «Будда», но под другим названием — надо будет вдохновиться чем-нибудь. Пока еще не придумали.

Сейчас в городе множество служб доставки суши, да и баров в последние годы появилось немало. Насколько сложно вести бизнес в такой высококонкурентной среде?

— Мы не следим за конкурентами. Иногда знакомые говорят, что другие рестораторы позаимствовали какие-то наши идеи, но мы относимся к этому спокойно. В конце концов важнее всего поддерживать на высоком уровне качество блюд и сервиса.

Как у вас устроен контроль качества?

— За качество блюд и сервиса, работу кухни и за поставки отвечает муж. Он обучил всех наших сушистов. Даже если к нам приходят опытные повара, мы все равно их переучиваем. Каждый день сотрудники отправляют фотографии каждого заказа в нашу рабочую группу, указывают время доставки — муж за всем этим следит. Если что-то не так, он сразу же разбирается с проблемой. 

Думаю, никто, кроме него, больше не справился бы с этим. Это очень тяжело — нужно быть включенным в процесс круглые сутки. Но иначе никак: люди расслабляются. 

Сколько сейчас бывает заказов в день?

— Не хотелось бы говорить, поскольку это интересует многих, в том числе другие службы доставки. Иногда к нам устраиваются на работу, чтобы разузнать информацию и понять, как мы работаем и за счет чего отличаемся. 

Недавно, 8 марта, у нас было рекордное число заказов. Раньше мы переставали принимать заказы из-за слишком большого количества звонков, но в этом году очень хорошо подготовились. Сотрудники, которые работают с нами с самого начала — 8 лет, сказали, что это было самое крутое 8 Марта за все время. 

В Якутске лет десять назад были невероятно популярны японские рестораны, затем была мода на бургеры, корейскую кухню, а сейчас все увлеклись грузинскими блюдами. Что думаете об этом?

— Мы немного отстаем от Питера и Москвы. Мода на грузинскую кухню в центральных городах началась достаточно давно. То же самое с японскими и корейскими ресторанами. Когда я в последний раз ездила в Москву, там были в моде лофтовые бары и рестораны.

То же самое и за границей?

— В Америке и Европе владельцы кафе и ресторанов любят простоту. Когда мы ездили в Испанию, было сложно найти место, где можно вкусно поесть. В Швейцарии было так же. В Италии, конечно, хорошая кухня, но не везде. Я понимаю, что это туристические места: им неважно, вернется ли человек. И при этом ты платишь за ужин около 100 евро. Есть, конечно, очень дорогие рестораны с многолетней историей, но это совсем другая категория заведений.

По сравнению с этим в России уровень ресторанов очень высокий. В Москве можно вкусно поужинать за три тысячи рублей. Хорошие заведения высоко ценят посетителей. В Якутске это тоже так. Все говорят, что здесь плохой сервис, но если сравнивать с другими городами, у нас он намного лучше. 

И во многих отношениях Якутск — очень развитый город. Раньше мы немного запаздывали. А сейчас, когда интернет стал доступным и быстрым, мы в курсе всего, что происходит в мире. 

Как это, на ваш взгляд, влияет на местный бизнес?

— Посмотрите, какой невероятной красоты букеты создают якутские флористы, какие фантастические торты пекут наши девушки. Я не говорю уже об услугах в сфере красоты: у нас лучшие мастера по маникюру. Якутяне любят красоту, заключенную в деталях, и умеют работать руками. Недаром в Якутии столько творческих людей.  

Возможно, мы стараемся создавать красоту своими руками из-за того, что у нас не самый красивый город в мире — он не утопает в зелени, нет замков или огромных парков, как в Европе. Это отражается и на интерьере кафе и ресторанов: мы обращаем много внимания на мелочи. Никто здесь не придет в твое заведение, если ты, грубо говоря, поставишь только столы и стулья. В той же Европе к этому относятся иначе: чем проще, тем лучше.

О муже и сыновьях

Кто в вашем бизнесе главный — вы или муж?

— Поскольку это наш общий бизнес, мы решаем сообща все ключевые вопросы. Олег организовывает все основные процессы. Он следит за качеством и отвечает за работников. Для этого нужно очень много сил, времени и умение быть жестким. А я отвечаю за финансовое направление, маркетинг, пиар и новые проекты. Такое разделение обязанностей очень эффективно, поэтому я — за семейный бизнес. 

Просто многие думают, что Yum-Yum и рестораны принадлежат именно вам.

— Это из-за того, что муж не любит внимание. У него есть много других более важных дел. Со СМИ и партнерами общаюсь я. Даже если его зовут куда-то, он отправляет вместо себя меня. 

Мы поженились, когда переехали в Якутск. Через год после открытия «Будды» родился наш старший сын. А в 2017-м, когда мы открывали «Чердак», я была беременна вторым ребенком. 

Вы писали в Instagram, что начали работать, еще когда были в роддоме после рождения сына. Не было сложно?

— Для меня это нормально. Надо мной по-доброму шутили, что я трудоголик. В палате все девочки лежали и отдыхали, а я сидела с двумя ноутбуками и занималась делами. Помню еще, как на девятом месяце беременности продолжала работать в «Будде» до двух часов ночи. В ресторан приходили знакомые, и они потом признавались, что им было немного неудобно из-за того, что они отдыхают и гуляют, а я с огромным животом работаю допоздна. 

Сколько сейчас вашему старшему?

— Кириллу четыре года, а младший сын родился в прошлом году. Они оба такие смешные — очень деловые и серьезные для своего возраста. Все замечают, что Кирилл разговаривает как взрослый. Он очень любит путешествовать — хочет ездить куда-нибудь чуть ли не каждый месяц.

У дома Кэрри Брэдшоу.

В прошлом году вы ездили в Америку с ним?

— Да, я исполнила детскую мечту — увидела рождественский Нью-Йорк, еще и вместе с сыном. С билетами вышла интересная история: я достала их бесплатно. Представляете? Моя виза в США заканчивалась в сентябре, а тут еще мы купили квартиру и занимались ремонтом — было много расходов. Начала думать, искать варианты и случайно нашла карту, на которой накопились мили, а я уже давно забыла о ней!

И так каждый раз. Когда о чем-то мечтаешь, не сидишь на месте, в жизни появляется очень много знаков и ориентиров, куда нужно идти и направить силы, чтобы все получилось.

«Раньше считалась престижной госслужба, а сейчас все хотят открыть свое дело»

Вас стали часто приглашать как спикера. Как прошел недавний мастер-класс по бизнесу?

— Это был семинар «Бизнес по-женски», мы провели его совсем недавно. Желающих оказалось много, поэтому мы повторим его 16 мая. Хотим поделиться с девушками советами, как открыть свое дело. Когда сами начинали, мы ничего не знали. Учились на своем опыте. А сейчас люди понимают, насколько важны информация и постоянное обучение. 

Мне много пишут в Instagram: «Хочу открыть бизнес. Вы можете стать моим наставником?» Но я ведь не бизнес-консультант. И я понимаю, что я не какой-нибудь суперкрутой бизнесмен с 30-летним опытом — мне самой учиться и учиться. Но если люди хотят услышать мою историю, то легче собрать всех вместе и рассказать обо всем на таком семинаре, чем встречаться с каждым в отдельности. 

Судя по востребованности таких мастер-классов, в Якутске много желающих заняться бизнесом?

— Раньше считалась престижной госслужба, а сейчас все хотят открыть свое дело. Потому что это свобода: ты сам себе начальник. Но многие ошибочно думают, что все это легко и просто. Если открываешь, например, салон красоты, ты должен разбираться во всех тонкостях: как окрашивать волосы, делать маникюр, дезинфицировать инструменты. Ты не должен быть экспертом в этом, но должен знать, как все устроено. Иначе тебя легко обманут и поставщики, и работники. 

Ведь не бывает такого: сидишь в директорском кресле, ничего не делаешь, а сотрудники сами всем занимаются и приносят тебе деньги. Казалось бы, это совершенно очевидные вещи, но некоторые осознают это слишком поздно. Кроме того, свой бизнес — это еще и огромная ответственность. Скажем, твоя компания не заработала достаточно в феврале, но ты все равно обязан оплатить аренду, дать работникам зарплату — хоть из своего кармана.

Люди думают: как хорошо иметь свой ресторан — приходишь по вечерам, ужинаешь. Но знали бы они, сколько нужно вложить труда, сколько вопросов нужно решить, чтобы все работало бесперебойно. Не бывает спокойных периодов. Бывает, что не сезон или открылось много новых мест — и посетители идут туда. А у тебя и аренда, и продукты, и зарплата. 

Были примеры, когда знакомые, видя, как у нас все получается, тоже открывали свое заведение. 

В ресторане «Алоха».

Как долго они работали?

— Меньше чем через год они закрывались. Мы пытались их предостеречь, давали советы. Спрашивали: «Почему поставили такую низкую цену? Вы же не отобьете стоимость блюда». И уже после закрытия они спрашивали нас: «А как вы вообще зарабатываете? Мы не можем поднять цены, но при этом исходные продукты очень дорогие. А если заказать в другом городе, сильно потратишься на доставку». В той же Москве исходные продукты стоят в разы дешевле, при этом выбора намного больше. А здесь килограмм хорошей говяжьей вырезки стоит полторы тысячи. И все эти нюансы нужно брать в расчет. 

Прибыль, конечно, важна, но для нас важнее результат и качество. Если гнаться только за деньгами, далеко не уедешь.  

В прошлом году, когда обанкротился банк «Таатта», вы, как и другие вкладчики, потеряли деньги. Сложно было оправиться? 

— Я тогда немного запаниковала. Это было 5 июля, а 10 июля нам нужно было выплатить зарплату работникам: откуда и как? 

На счетах была большая сумма?

— В «Таатте» были наши рабочие счета. И мы потеряли довольно большую сумму, в том числе накопления на открытие нового ресторана. Я написала в группе родственников, чтобы они поддержали нас и пришли в «Алоху». Все-таки летом спад заказов. А потом оказалось, что наши друзья и знакомые написали о нас в соцсетях, и это разошлось по всему Якутску. 

В Twitter многие писали об этом, говорили, что нужно поддержать вашу семью — сходить в «Алоху», сделать заказ в Yum-Yum. 

— Я не сижу в Twitter, поэтому даже не знала об этом. Нас тогда многие поддержали: было очень много заказов и гостей, незнакомые люди писали слова поддержки. И благодаря этому мы смогли вовремя выплатить зарплату.

Официант в «Алохе».

Как отреагировали работники, когда узнали о банкротстве «Таатты»?

— У новичков были опасения: «Вы не дадите зарплату, да?» А вот «ям-ямовцы», которые с нами восемь лет, совсем не паниковали. Знаете, что они сказали? «Да Олег справится!» Настолько они были уверены в нас. Мы тогда приятно удивились. 

И примерно в это время я сделала страницу открытой. До этого мы скрывали и не говорили, что за бизнес ведем. Если спрашивали, отвечали: «Да так, продажи-продажи». 

С какими еще сложностями приходится сталкиваться?

— Сложно изменить отношение людей к работе: в Якутске ее не очень ценят. В больших городах все наоборот. Ты арендуешь квартиру, отвечаешь за все сам, и если тебя уволят, то можешь легко оказаться на улице. Поэтому люди там очень сильно держатся за работу. 

А мы здесь более расслабленные. Все друг друга знают, многим готовы помочь продуктами родственники из деревни. Если ты и потеряешь работу, то точно не останешься на улице, в худшем случае будешь жить у родственников или уедешь обратно в деревню. 

Когда нанимали управляющих из других городов, мы предупреждали их: «У нас немножко другой менталитет». Они не верили: «Вы что, все будет замечательно!» Потом через несколько месяцев спрашивали: «Что с этими людьми не так?» У нас есть множество положительных качеств, но мы действительно не очень сильно ценим работу. Многие думают: всегда можно найти другое место, позвоню другу или родственнику. 

Не планируете открыть бизнес, не связанный с общепитом?

— Мы всегда ищем возможности: наблюдаем, изучаем, считаем. Муж всегда хотел открыть какое-нибудь производство. Мы знаем, что, скорее всего, не будем всю жизнь заниматься только общепитом. В 50-60 лет будет непросто держать такой бизнес, требующий очень много времени и сил. 

А пока планируем открыть еще одну службу доставки — но не пиццы и бургеров, а правильного питания. Это очень актуальный вопрос для женщин, особенно после рождения детей. Например, у меня нет времени отдельно готовить себе диетические блюда. Поэтому решила открыть доставку для таких же занятых девушек, как я. Уже составили меню вместе с диетологом Леной Багардыновой и придумали с помощью подписчиков название Green Food. Первыми клиентами стали мои знакомые, им понравилось. 

Если была бы возможность вернуться в 2011 год, когда вы только начинали бизнес, что вы посоветовали бы себе?

— Сказала бы: сразу иди и учись, не жди. Дополнительное образование просто необходимо. После рождения детей я стала проходить курсы по тайм-менеджменту, маркетингу, делегированию задач, сейчас думаю, что надо было начать раньше.

Еще сказала бы: больше верь в себя. Если вначале мы вообще ничего не боялись, то позже были и сомнения, и страхи. И в такие моменты нужно твердо верить в себя. Мысли материальны. 

Автор: Мария Алексеева

Источник: news.ykt.ru

Todoist