Эта история шокирует своим цинизмом и демонстрирует беспомощность человека перед произволом недобросовестных чиновников и мошенников, отнимающих чужое имущество, придавая этому законный вид. Есть ли выход? Читайте в расследовании News.Ykt.Ru.
Кто строил
В 1988 году, по решению горисполкома народных депутатов СССР, в новопортовском районе Якутска на ул. Мординова отвели большой земельный участок под строительство 79 гаражных кооперативов на более чем две тысячи боксов.
Среди председателей образованных кооперативов трудящихся различных советских предприятий был и участник боевых действий Великой Отечественной войны Николай Пивоваров. Его кооператив назвали «Нефтяник», в состав вошли сотрудники предприятия «Госкомнефтепродукт».
Сегодня большинство кооперативов снесены, а на их месте расположены торговые объекты, многоквартирные и частные жилые дома
Строительство гаражей шло долго, наступили смутные времена, тем не менее в 2005 году члены кооператива начали пользоваться своими гаражными боксами. Рядом с ними построились и члены кооператива «Олонхо» — представители сферы культуры. Именно их председатель Владимир Дулов первым узнал, что в 2009 году их гаражи и земли оформили посторонние люди. Тогда этому не было уделено должного внимания, как оказалось, очень зря.
«Я подумал, что это какая-то техническая ошибка. Ведь так не бывает, что наши гаражи вдруг оформит на себя какой-то другой кооператив, созданный в 2008 году», — разводит руками председатель ГСПК «Олонхо» Владимир Дулов.
Выждав несколько лет, пока пройдет срок исковой давности, новые «хозяева» в один день вскрыли все двери гаражей и заменили замки. Впрочем, обо всем по порядку.
Как отобрали
Пока кооперативы строили свои гаражные боксы и подводили к ним коммуникации, за их действиями наблюдали предприимчивые люди, подкованные в области земельных отношений. Несмотря на то, что у ГСПК «Нефтяник» и «Олонхо», зарегистрированных в 1988 году, было решение горисполкома о выделе земельного участка, это не помешало захватить их имущество.
Схема выглядела так: после распада СССР все решения горисполкома депутатов того времени предусматривали права граждан на выделенные им земельные участки, но для того, чтобы зарегистрировать их окончательно уже по новым законам, председателям этих ГСПК нужно было внести сведения об этом в единый государственный реестр прав (ЕГРП).
Большинство советских людей этого не сделали, да и закон все равно оставался на их стороне, так как по решению горисполкома за ними признано ранее возникшее право на землю и обязательной регистрации эти документы не подлежат. Думали они.
В это время ушлые люди увидели в этой нестыковке закона возможность рейдерского захвата чужого имущества. В 2008 году Степан Ноговицын, Дмитрий Лазарев и Тулеу Турганов создали ГСПК «Автодом», затем Ноговицын, которого избрали председателем, используя решение горисполкома, выданное в 1988 году другому кооперативу «Нефтяник», подал заявление в управление Росреестра, приложив поддельные документы о том, что кооператив «Нефтяник» якобы был ликвидирован и по решению собрания его членов правопреемником определен «Автодом».
В действительности никто из членов ГСПК «Нефтяник» не знал о прошедшем «собрании». Да и сам кооператив никогда не был ликвидирован и действует до сих пор.
Но одной лишь этой махинации недостаточно для того, чтобы забрать ранее учтенный земельный участок. Требовалась помощь специалистов управления Росреестра, Кадастровой палаты, мэрии Якутска и министерства имущественных и земельных отношений республики.
Заявление Ноговицына попало на стол к опытному в таких делах регистратору Рене Алексеевой (в настоящее время фигурант пяти уголовных дел, возбужденных в УФСБ РФ по РС(Я), связанных с регистрацией четырех гектаров земли на «подставных» лиц — от ред.).
Алексеева провела экспертно-правовую экспертизу и не нашла повода для отказа в регистрации, хотя не могла не видеть, что с заявлением обратился ненадлежащий собственник. Ей, как регистратору, было известно, что согласно п. 1 ст 16 ФЗ №122 «в случае, если права возникают на основании акта госоргана или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты».
Более того, она на несколько дней приостановила регистрацию для предоставления заявителем дополнительных документов. После этого председатель ГСПК «Автодом» довнес список еще 17 кооперативов, находящихся в том же районе, заявляя права на уже более 1450 гаражных боксов. В это же время Ноговицын выступал председателем другого ГСПК «Кардан» и по такой же схеме регистрировал соседний с «Нефтяником» кооператив «Олонхо». Планы были грандиозными — отобрать практически все кооперативы и земли в этом районе.
Для того, чтобы оформить в собственность чужие гаражные боксы, использовались поддельные технические паспорта и несуществующие инвентарные номера на гаражи, выданные «Автодому» легендарным Амгинским филиалом БТИ (упоминается во многих земельных и имущественных скандалах — от ред.), который на тот момент уже был ликвидирован.
На этом основании ГСПК «Автодом» получил свидетельство о регистрации права собственности на 46 гаражей, построенных силами ГСПК «Нефтяник». Но была серьезная загвоздка — объект носил несуществующий кадастровый номер. Дальнейшая легализация была возможна только за счет выкупа земельного участка, на котором находятся гаражные боксы.
Здесь помогли уже специалисты министерства имущественных и земельных отношений Якутии. В 2009 году заместитель министра Саргылана Яковлева подписала распоряжение и поручила начальнику департамента имущественных и земельных отношений министерства Виктору Афанасьеву (в настоящее время — заместитель министра — от ред.) подготовить договор и продать эту землю ГСПК «Автодом». Так участок размером в 1264 кв. м, выделенный в 1989 году ГСПК «Нефтяник», ушел в пользу ГСПК «Автодом» за 159 тысяч рублей. Кроме того, земле изменили номер кадастрового квартала, присоединив ее к стоящему рядом многоквартирному жилому дому, чтобы в будущем допустить строительство «квартир» наверху гаражей.
Журналисты News.Ykt.Ru связались с руководителем МИЗО РС(Я) Евгенией Григорьевой и спросили, знала ли она о распоряжении Яковлевой и ситуации с этими гаражами в целом. Евгения Васильевна в то время работала первым заместителем министра. Григорьева попросила отправить вопросы официальным письмом и пообещала предоставить ответ позже.
Следует отметить, что договор купли-продажи между МИЗО РС(Я) и ГСПК «Автодом» был оформлен в нарушение ст. 35 Земельного кодекса РФ. При выкупе земли не учли наличие ранее возникшего на нее права согласно решениям якутского исполкома народных депутатов в пользу ГСПК «Нефтяник». Земля не принадлежала министерству, соответственно, и продавать ее кому-либо было нельзя.
Остались незамеченными и поддельные технические паспорта, инвентарные номера, присвоенные гаражам Амгинским БТИ. Отметим, что филиал этого скандального БТИ был ликвидирован распоряжением главы района в июле 2008 года. В этом же месяце того же года по решению первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Якутии Евгении Григорьевой на базе ликвидированного филиала был создан дополнительный офис республиканского центра технической инвентаризации (РЦТИ). Он разместился в том же помещении, где находилось Амгинское БТИ и принял архив ликвидированного предприятия.
В дальнейшем ГСПК «Автодом» ликвидировали, а гаражи разделили между различными людьми, среди которых замечены влиятельные в республике персоны и… отъявленные мошенники.
Кто отбирал
В 2012 году, когда дело было сделано и срок исковой давности прошел, новые «хозяева» пошли на «блицкриг». Замки на дверях гаражных боксов заменили и выставили «прошлым хозяевам» условие — освободить помещение от личных вещей в течение суток, в противном случае председатель ГСПК «Автодом» Степан Ноговицын грозил вывезти их и выбросить. Шокированные члены ГСПК «Нефтяник» и ГСПК «Олонхо» (у них отобрали гаражи по такой же схеме, но с использованием кооператива «Кардан», где председателем выступал тот же Ноговицын — от ред.) начали борьбу с произволом.
В это время в их гаражи въехали новые собственники. Большинство боксов оформил на себя ныне осужденный за мошенничество Сергей Дробот и его сожительница Людмила Битяй (ожидает суда в рамках уголовного дела о мошенничестве — от ред.). В дальнейшем Дробот перепродавал боксы по заниженным ценам. Удивительно, но гараж в не самом привлекательном месте новопортовского района заинтересовал Алену Пестрякову — дочь Егора Борисова, который в тот момент возглавлял республику. Она купила его у Дробота за 45 тысяч рублей, выступая по доверенности от имени некоего Михаила Черкашина.
Новые «хозяева» не стали довольствоваться лишь гаражными боксами, а надстроили сверху «квартиры» и даже смогли оформить их как жилую площадь.
Также два бокса достались членам ГСПК «Автодом» — судье Верховного суда Якутии Дмитрию Саввинову и его дочери Елене. Судью не смутила грязная история, предшествовавшая оформлению гаражных боксов, и наличие прошлых собственников, которых пришлось выгонять из гаражей насильно.
Гаражи судьи Саввинова и его дочери резко отличаются от прочих — автоматические ворота, внешняя отделка и круглосуточное видеонаблюдение.
Война ветерана
Самый жесткий бой рейдерам дал ветеран ВОВ Николай Пивоваров, стоявший у истоков создания ГСПК «Нефтяник». Он прекрасно знал историю выделения земельного участка и строительства кооперативов и не мог смириться с тем, что плоды их труда присвоили ушлые люди. Пивоваров начал собственное расследование, собрал и проанализировал большое количество документов, даже слетал в Москву на прием в Генеральную прокуратуру РФ. Именно Пивоваров первым раскусил хитроумную мошенническую схему отъема их кооператива, после чего написал обращение на имя президента России и генерального прокурора страны. В 2014 году Николай Пивоваров, участник боевых действий времен Великой Отечественной войны, ушел из жизни в возрасте 90 лет. Незадолго до смерти он раздал всем членам кооператива «Нефтяник» копии своего расследования, призвав не опускать руки и продолжать борьбу.
Фото: из личного архива семьи Пивоварова. Николай Алампадорович Пивоваров участвовал в боях с японскими империалистами во времена Великой Отечественной войны. Имеет много наград.
В 2016 году в следственной части МВД Якутии возбудили два уголовных дела в части хищения имущества ГСПК «Нефтяник» и «Олонхо», их членов признали потерпевшими. Позднее эти дела объединили в одно, ход расследования которого не завершился до сих пор.
Из сообщения пресс-службы МВД РФ по РС(Я): по указанным фактам Следственным управлением МУ МВД России «Якутское» возбуждено уголовное дело по факту совершения мошеннических действий по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. По уголовному делу все пострадавшие признаны потерпевшими, допрошены в качестве потерпевших по обстоятельствам уголовного дела. В ходе расследования проведен большой объем следственных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного преступления. В настоящее время расследование продолжается. Уголовное дело находится на контроле руководства Следственного управления МУ МВД России «Якутское».
Председатель ликвидированного ГСПК «Автодом» Степан Ноговицын на сегодня признан психически нездоровым человеком и имеет соответствующую справку из психдиспансера. Никто из сотрудников Росреестра и МИЗО РС(Я) к ответственности за описанные выше преступные действия привлечен не был.
Антон Жондоров
Источник: