День учителя — один из трогательных профессиональных праздников, в равной степени значимый как для педагогов, так и для их учеников. Пятого октября дети и их родители в торжественной обстановке могут выразить свою признательность наставникам, а учителя — испытать гордость за подопечных и почувствовать важность выбранного ремесла. В преддверии этого знаменательного дня заместитель главы администрации области Юрий Таран дал интервью «Липецкой газете».
— В свое время канцлер Германии Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Юрий Николаевич, на ваш взгляд, в той части, где речь идет об учителях, фраза не устарела?
— Безусловно, нет. Конечно, система образования оказывает стабилизирующее воздействие на общество. И я могу с гордостью сказать: сегодня Липецкая область имеет очень развитую экономику еще и потому, что в 90-е и в начале 2000-х годов наша система образования сумела адаптироваться к произошедшим в стране изменениям. В то же время мы не потеряли дух новаторства. Трудно предугадать, как будет развиваться экономика в ближайшие 20-30 лет. Но, думаю, не изменится миссия учителя — готовить ребенка к жизни и к успеху, к реализации своих целей.
— То есть настрой должен быть только позитивным?
— Разумеется. Хотя неудача — это часть движения к успеху. К сожалению, наш мир устроен так, что неудач бывает немало, поэтому школа должна научить правильно к ним относиться, выносить из ошибок опыт и настраиваться на победы и счастье. Если родители и педагоги заодно, то успех ребенку в жизни обеспечен.
— В свое время Липецкий опыт прогремел на всю страну и вошел в историю методики организации урока. Какими успехами, разработками учителей может гордиться наш регион сегодня?
— Да, мы гордимся тем, что Липецкий опыт, и прежде всего идеи Константина Александровича Москаленко, вошли в историю российского образования. Но это те открытия, которые не делаются каждый год и даже каждое десятилетие. Сегодня мы гордимся тем, что наши педагоги продолжают традиции Москаленко. И то, что сегодня многие школы перешли на пятидневный режим работы, это тоже воплощение его идей.
У каждого сильного педагога есть так называемая лаборатория творческого опыта. И я думаю, имя учителя биологии школы Данковского района Алексея Овчинникова, ставшего Учителем года на всероссийском уровне, хорошо известно стране. У него целый кладезь собственных методических разработок. У Алексея Волкова, учителя химии, заместителя директора гимназии № 12 Липецка, тоже своя система базовых принципов преподавания. Мы гордимся и тем, что у нас в области высокий уровень педагогического мастерства, и это подтверждается различными исследованиями. Наши дети выходят из стен школы с достаточно прочными знаниями. Конечно, в этом заслуга и домашних учителей, потому что многие старшеклассники занимаются с репетиторами. Но это тоже липецкие педагоги.
— Современный учитель. Какими качествами должен обладать специалист, чтобы соответствовать этому званию?
— С наступлением цифровой эры между взрослыми и детьми, между учителем и учеником как никогда важны нравственные контакты. Без учителя невозможно заниматься патриотическим и экологическим воспитанием. Поэтому сегодня стоит вернуться к понятию «учитель-воспитатель», который станет для ребят надежным нравственным ориентиром, партнером в мире различных взаимоотношений — юридических, этических, технологических и так далее. Поможет ученику найти для себя наиболее понятную стратегию или тактику обучения. Ведь для одного нужно больше заниматься самостоятельно, второму, наоборот, нужно, чтобы его, что называется, вели за руку. То есть учитель должен стать лоцманом в современном мире учебы.
— Что привлекает в школу молодых преподавателей?
— Учитель — это востребованная профессия. Это определенные условия труда, которые для многих и женщин, и мужчин являются привлекательными. Это стабильная, пусть не самая высокая зарплата. Социальный пакет. Имеет успех и работа по укреплению авторитета учителя, которая велась на протяжении последних лет. Возможно, не в полной мере еще удалось изжить ту ситуацию, когда сами учителя не гордятся своей профессией. Но те, кто не любит дело, которым занимаются, есть в любой профессии. В этом случае, конечно, нужно менять занятие.
У учителя должен быть эмоциональный запас прочности, любви, доброты, милосердия, терпения, наконец, для того, чтобы работать с учениками. И, конечно же, чувство юмора и уверенность в своих силах, которая, к слову, не должна перерасти в самоуверенность.
— Не бывает бывших учителей. Каждый, кто был причастен к этой профессии, так и остается учителем до конца своих дней. Вы, как педагог, что пожелаете своим коллегам в канун профессионального праздника?
— Думаю, не бывает и бывших учеников. Прежде всего, хотелось бы вспомнить своих педагогов и пожелать тем, кто жив, крепкого здоровья и побольше счастливых улыбок. А тем, кто сегодня работает и в вузах, и в системе среднего профессионального образования, в системе дошкольного, дополнительного образования, и, конечно, в системе общего образования, — терпения, веры в собственные силы, веры в то, что мы делаем большое, очень важное дело, и самое главное — любви и уважения к воспитанникам и доброго отношения друг к другу.
Источник: