Тютрин и Рассадин — о Кубке мира, Лебедеве и мигрантах

9:1. Сборная России стала победителем Кубка мира по вольной борьбе. В составе российской сборной победу одержали и воспитанники якутской школы вольной борьбы Арыйаан Тютрин (до 57 кг) и Виктор Рассадин (до 65 кг). Журналисты News.Ykt.Ru встретились со спортсменами и обсудили с ними не только прошедший турнир, но и последние резонансные события. Также борцы рассказали о родных, об участи профессионального спортсмена и популярности. Мы пообщались в «Триумфе» в зале борьбы. 

— Якутия впервые приняла у себя Кубок мира. Каковы впечатления от прошедшего?

Виктор Рассадин: «Когда сказали, что Кубок мира будет проходить в Якутске, мы не поверили. Не то чтобы не поверили, скорее не ожидали. Я никогда не думал, что в Якутске будет Кубок мира, потому что обычно он проводится в таких больших городах, как Лос-Анджелес, Москва. Наш Ил Дархан Айсен Сергеевич сделал все, чтобы провести его здесь, и он даже прошел лучше, чем в других странах. Все было очень красиво и на уровне».

Арыйаан Тютрин: «Я тоже не верил, что Кубок мира пройдет в Якутии. Не знаю почему, но было как-то так. Бороться дома вдвойне ответственнее. Не хочется проигрывать на глазах у такого большого числа болельщиков, не хочется подводить команду. В общем, я очень сильно волновался».

— Арыйаан, как помнится, вы боролись первым, открыли турнир.

А.Т.: Да. Быть первым всегда тяжело. Морально. Потому что турнир начинается с тебя, ты даешь старт команде. Если проиграешь, получится так, что турнир начался с поражения. Поэтому очень ответственно. Я сильно волновался, перед тем как выйти на ковер. Вдруг проиграю. Но все равно ты надеешься на себя и понимаешь, что не должен проигрывать.

В.Р.: Если болельщики так сильно волновались за него, то представьте, каково было ему? Это очень большая ответственность. Словами не передать.

А.Т.: Поддержка людей, их крики придают сил, чтобы бороться дальше. Словами не описать… это было мощно.

В.Р: Даже иностранцы, прибыв в наш маленький город, почувствовали теплый прием. Наши земляки болели не только за Россию, но и за другие страны. Например, за Кубу, Турцию. Борцы узнали, где Якутия, некоторые, наверно, и снега никогда не видели. В общем, у них много впечатлений после Кубка мира.

— Какие у вас были прогнозы перед Кубком мира?

А.Т.: У нас не было прогнозов. Наша задача одна — победить. Не было такого, что боремся за вторые или третьи места.

— Состав сборной России объявили практически перед стартом. Как прошло это ожидание?

В.Р.: Было очень волнительно. У Арыйаана и Эдуарда были большие шансы попасть в сборную. Я в основных стартах не участвовал, поэтому было непонятно, возьмут или нет. Свои результаты я набрал в Болгарии, соревновался там. Посмотрели на меня в схватках, оценили состояние и поставили. Наш брат Эдик (Эдуард Григорьев — от ред.) был в обойме, но его не взяли. Мы думали, что будем бороться втроем, но тренеры решили иначе.

— Как он сейчас себя чувствует?

В.Р.: Он сейчас с родными. Вроде отходит, приходит в себя.

А.Т.: В душе, конечно, обидно. Столько работал и насмарку. Получается как-то так. Такие чувства испытывает каждый спортсмен.

— Как долго вы готовились к этому турниру?

А.Т.: Готовились полтора месяца в городе Сочи. Сборы прошли в 2 этапа.

— Куда дальше едете?

А.Т.: 24 марта летим в Сочи на 3 этап сборов. Будем готовиться к чемпионату Европы. Состав известен. Туда поедут победители Ярыгина.

— Какие планы в спортивной карьере?

В.Р.: Постоянно один и тот же вопрос (смеется Рассадин). Каждый спортсмен максималист. Если он профессионал, то он хочет взять, как минимум, чемпионат мира. Это очень большой труд. Чтобы достичь этого, нужно тренироваться вдвойне, втройне больше, чем соперники. Сейчас мы отдаем спорту все свое время, молодость. Это наша работа.

А.Т.: У нас рутинная жизнь: тренировки, учеба, потом опять тренировки — и день заканчивается. Время летит незаметно.

В.Р.: Честно сказать, мы практически не видимся с родными. А наши тренеры, люди с 3-4 детьми, бросают семьи и едут с нами на сборы на 2-3 месяца. Все ради нас.

— Видела на аватарках в WhatsApp, что у вас есть половинки. Им, наверно, нелегко ждать вас со сборов, болеть, переживать?

А.Т.: Да, так и есть. Тебя всегда нет дома, ты всегда на сборах. По приезде я всегда стараюсь максимально уделить время.

— Кому посвятили победу на Кубке мира?

В.Р.: Эту победу мы посвятили Якутии. Она для всех близких, родных, для всех якутян, наших болельщиков, Айсену Сергеевичу тоже посвящаем. Нам очень сильно помог Виктор Николаевич Лебедев. Без него, наверно, не выиграли бы. Большое ему спасибо.

— А чем он помог?

В.Р.: Он помогает со всех сторон: финансово, морально, психологически. Поддерживает как спортсмена. В обычной жизни — как человека.

А.Т.: Где бы ты ни был, он обязательно позвонит и поделится советом, поддержит.

— Кстати, что вы думаете про его новое назначение?

В.Р.: Человек работает, он много сделал для республики. Айсен Сергеевич поддерживает его. Видит, что он молодой, перспективный. Я думаю, не зря его назначили.

— Многие осудили такое решение. Считают, что он должен быть в спорте, растить чемпионов. Ваше мнение?

А.Т.: У нас любят осуждать хороших людей. Он же не просто так занял эту должность. У него два высших образования.

В.Р.: Возможно, эти люди завидуют. Я думаю, что человек сам выбирает, где ему работать. Он хорошо показал себя в спорте, уверен, что и в политике себя покажет. Никто никому не запрещает, в какой сфере ему развиваться. Он правильно сделал. Мы тоже хотим так же, как он. Здесь каждый спортсмен хочет пойти в политику, например быть министром или депутатом. Это мечта каждого спортсмена, можно сказать. Честно говоря, никто не хочет быть тренером, в том числе и я.

А.Т.: А я бы стал тренером…

— Интересно. Почему так?

В.Р.: Наверно, потому что устаем от спорта. Сколько лет уже… Мы тут целыми днями. С детства, считай.

— Раз уж речь зашла о политике, давайте поговорим про последние события. Вы были на митинге здесь, в «Триумфе»?

А.Т.: Нет. Скоро опять сборы, у нас есть максимум неделя. Какие еще митинги? Я провожу эти дни с семьей. Отдыхаю, сплю. Дай мне волю, могу проспать и до вечера. С другой стороны, это хорошо. Якуты показали свою сплоченность, дали понять иностранцам, что нельзя себя вести как дома. Порядок должен быть во всем. Например, если наши где-то там втроем изнасилуют девушку, им этого не простят. Могут убить на месте.

В.Р.: Мы хотели, но не пошли. Я тоже думаю, что везде должен быть порядок. Мигранты обнаглели, их надо поставить на место. Как сказал Айсен Сергеевич, нужно их депортировать. Думаю, что правоохранительные органы все решат по справедливости.

А.Т.: Хорошо, что Ил Дархан не стоит в стороне.

В.Р.: Авксентьева тоже сильный для нашей республики человек. В этот момент они были за народ.

— А что про Пинигина?

В.Р.: Павел Павлович наш «убаай» (в переводе с якутского языка «старший брат»), поэтому не хотим это комментировать. Разберутся.

— Как вам популярность? Наверно, поздравляют на каждом шагу?

А.Т.: Я особо не выхожу на улицу и сижу дома. Если есть время, ходим в кино.

В.Р.: Люди, наверно, стесняются подойти, поздороваться там, сфоткаться. Болельщики-то не стесняются, а обычные люди — да, в основном молча проходят. Может, боятся?(смеется спортсмен).

— Что вам дала борьба?

В.Р.: Борец может подняться в любой сфере, выжить в любых условиях. Найдет общий язык с любым человеком. Обычные люди, не принижаю, конечно, могут морально сломаться, сдаться, а борец упадет и пойдет дальше, потому что он привык к этому. Это образ жизни.

— Неужели никогда не было мысли все бросить?

А.Т.: Бывает, что устаешь. Особенно морально. Но стоит только отдохнуть, и желание выйти на ковер снова возвращается.

В.Р.: Наш тренер очень сильно нас поддерживает. Иногда в трудные моменты хочется сказать: «Айака!» (в якутском языке выражение сильной боли или усталости — от ред.) Мы же тоже обычные люди. Устаем, проигрываем, огорчаемся. Поддержка очень важна. Тренер — наш друг, он нам как отец, близкий человек. В любой момент поддержит, посоветует, подскажет.

А.Т.: В любом спорте есть проигравший. У всех есть падения и взлеты. После ста поражений всегда будет долгожданная победа. Главное, не сдаваться. Просто надо работать.

— А как вы пришли в спорт, в борьбу?

А.Т.: Я вырос в Намцах. Мой двоюродный брат занимался борьбой, и я пошел по его стопам, можно сказать. Сперва просто приходил, баловался в зале, потом борьба мне понравилась. Так и остался.

В.Р.: Я из Среднеколымска. Там было практически нечем заняться. Постоянно гуляли на улице. Это тоже надоедает. Начал ходить в зал вместе с другими ребятами и постоянно там проводил время. Сначала борьба была как хобби, потом понравилось, и я остался.

А.Т.: Раньше он был боксером (подшучивает Тютрин).

В.Р.: Я был просто представителем. Это было в школе (смеется Рассадин).

— Кто для вас самый главный болельщик?

В.Р.: Мой родной брат. Отец и бабушка, конечно, тоже за меня болеют. Если не за меня, то за кого? Мамы не стало три года назад. Наверно, для спортсмена самым главным болельщиком всегда является жена. Все равно они волнуются больше всех.

А.Т.: Это их выбор, поэтому пусть терпят (смеется Арыйаан). Если ты профессиональный спортсмен, то только так. Ты постоянно в разъездах, но скоро это закончится.

— Сколько вам лет?

А.Т.: Мне 24, Виктору 25. У нас остался один олимпийский год. Потом уже никому не будем нужны. Будем сами по себе (смеется Тютрин).

В.Р.: Короче, тебя уже забудут (подхватил смех Рассадин). Торт же есть самый вкусный на день рождения? (Изображает руками торт) Вот как с ним. После праздника выбрасываешь остатки в мусор. Но зато выйдут новые имена. Мы рады, что все процветает. Так и должно быть: до нас были одни, сейчас мы, в будущем — другие.

Автор: Марианна Кутукова

Источник: news.ykt.ru

Todoist